«В Польше даже коммунист оставался поляком», – Блаженнейший Любомир (Гузар)

понедельник, 19 мая 2014, 20:36
В интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию, Блаженнейший Любомир (Гузар) говорит о том, что важно, чтобы распространялся дух Майдана, чтобы люди, которые были на Майдане, несли этот дух в свои сообщества, общины. Также речь идёт об ответственности за судьбу страны как власти, так и граждан.

– Блаженнейший, наблюдая за реакцией мира на достаточно тяжёлые события в Украине, создаётся такое впечатление, что поляки больше волнуются за Украину. Что их побуждает к такой братской любви?

– Я бы сказал, что в Польше есть три категории людей. Первая, которая действительно сочувствует нам, что мы пережили. Вторая – не испытывает ничего; мы для них не имеем никакого значения: мол, делайте что хотите, лишь бы полякам было хорошо. И третья – мудрая категория, говорит: «Мы, поляки, без Украины не сможем удержаться». Мы два славянских народа и должны поддерживать друг друга, потому что у нас такие проблемные соседи. В своё время на Польшу напала Германия, на нас нападает Россия. Если мы вместе, то мы сильнее. Вместе мы лучше можем сохранить общественные ценности.

 

Мы должны нашу политическую идентичность очень укреплять, чтобы каждый чувствовал, что он украинец

 

Как пример хочу привести визит Папы Иоанна Павла II в Украину. Он говорил как славянин, говорил теми категориями, которые нам, украинцам, близки сердцу: любовь к земле, любовь к родине, морально здоровая семья. Возможно, кто-то из Западной, Южной, Северной Европы иначе говорил. Это не значит, что говорил бы неправду. Но говорил бы не такими понятиями, которыми обращался к нам Иоанн Павел II. Поэтому украинцы так тепло его воспринимали. Потому что люди почувствовали, что кто-то говорит на их языке (и дело не в том, что он говорил по-украински), оперирует понятиями, которые нам близки и желанны. Почему Папа понимал нас? Потому что он сам пережил коммунизм. Знал, как это на практике.

– Чему мы можем у поляков научиться?

– Мы должны у всех народов учиться. Что касается Польши, то, во-первых, поляки действительно любят свою страну. Некоторые из них даже слишком. Во-вторых, Польша – это очень важно – ​​имеет одну религию. В-третьих, на территории Польши живёт один народ – поляки. А у нас, в Украине, живут разные люди – полуукраинцы, полунеукраинцы. Мы должны укрепить нашу политическую идентичность, чтобы каждый чувствовал, что он украинец.
Даже вопрос языка, русского или украинского, – совершенно второстепенный. Но, к сожалению, в Украине есть люди, которые хотят нас, украинцев, разделить, чтобы Восточная и Западная Украина были якобы двумя разными Украинами. Но нет, это одна Украина. Существуют определённые региональные различия, но они характерны для всех стран. Нужно помнить, что Польша не страдала в такой степени, как мы. Они не претерпели такого морального повреждения, ибо были только сателлитами, а не частью Советского Союза. А всё же они должны были бороться. И как я слышу от ответственных поляков, они действительно очень много работали над моральным аспектом. При этом в восстановлении общества большую роль играла и Церковь, и сознательные личности. Они много работали над тем, чтобы избавиться в общественной жизни от дурных привычек, плохих элементов. Поэтому украинцам тоже можно это сделать.

 

Почему там так мало украинских школ? Это делалось государством сознательно, чтобы Украина не стала сильным государством

 

Но в Польше было немного легче. Потому что всё-таки там даже коммунист оставался поляком. Он имел такую ​​национальную гордость принадлежности. В Украине же во времена Советского Союза слово «националист» было проклятием. Если кого-то называли националистом, то такой человек был практически обречён на уничтожение. Поэтому у нас, по сравнению с Польшей, всё гораздо сложнее. Но нет другого выхода. Надо работать.

– По вашему мнению, в чём причина такой сложной ситуации на Востоке? Почему люди этого региона по-другому воспринимают Майдан и имеют другую точку зрения о будущем Украины. Существует мнение, что они не могут себя идентифицировать ни с украинцами, ни с россиянами.

– Это сейчас очень актуальная проблема. Это не так, что украинец тот, кто чувствует себя украинцем. Весь восточный пояс страшно пострадал. Там миллионы украинцев погибали от Голодомора. После же Голодомора в этот регион привезли много неукраинцев. Сейчас там живёт много людей, которые не укоренились на этой земле. Там надо было очень серьёзно поработать. Потому что государство, собственно, не заботилось о народе. Те шахтеры – тоже бедняки, но там о них никто не заботился, ни о духовных, ни о культурных ценностях.

Хотя не нужно забывать и о настоящих патриотах Украины с Донбасса. Например, Василий Стус. Но в целом возникает вопрос: почему там так мало украинских школ? Это делалось сознательно, чтобы Украина не стала сильным государством. Нас пытались отстранить от украинской культуры. В Украине существует очень важная проблема образования. И всё делалось вполне последовательно. Например, Министерство образования за последние несколько лет отрицало украинские исторические события. Писали учебники, в которых определённые вещи не упоминались. И, собственно, те игнорируемые вещи очень важны для национальной идентичности.
 

Беседовала Ирина Островская polonews.in.ua

 

ТЕГИ: Гузар
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...