«В Германии и странах Скандинавии есть интерес к УГКЦ, и он не утихает», – канцлер апостольского экзархата о. Андрей Дмытрык

суббота, 17 апреля 2021, 17:47
Как живёт УГКЦ в диаспоре, или, как говорят, на поселениях, – в иной культурной среде? Поводом поговорить о немецкой и скандинавской украинской диаспоре стала интронизация владыки Богдана Дзюраха – нового Апостольского экзарха в этих странах, которая состоится 18 апреля. Об этом в «Хорошем разговоре» с Тарасом Бабенчуком рассказал канцлер апостольского экзархата УГКЦ в Германии и странах Скандинавии отец Андрей Дмытрык.

Интронизация нового Апостольского экзарха владыки Богдана Дзюраха состоится в воскресенье, 18 апреля 2021 года. С 2001 года этот экзархат возглавлял владыка Пётр Крык, который уходит на покой.

– Как восприняли новость о назначении владыки Богдана Дзюраха в Германии?

«Могу сказать, что кандидатур было много, как и слухов, кто именно может стать новым экзархом. Но почти никто не угадал, – смеется о. Андрей. – Мы были приятно удивлены, что это именно владыка Богдан, потому что мы его знаем как секретаря Синода Епископов, он часто бывал в Германии, его здесь хорошо знают».

Интронизация, в связи с усиленными карантинными мероприятиями, будет проходить с минимальным присутствием духовенства и верующих – будут только представители Церкви и государства. Совершит её Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав, который уже прибыл в Мюнхен.

УГКЦ в Германии: историческая подоплёка

Германия – страна украинской диаспоры уже давно: первая волна эмиграции – это 20-е годы XX века. Тогда, в 1927 году, митрополит Андрей Шептицкий назначил пастырем для украинских греко-католиков с центром в Берлине о. Петра Вергуна. В 1940 году он стал Апостольским визитатором для украинцев в ​​Германии. Оставался в восточной части Берлина. В 1945 году его арестовали сотрудники НКВД и вывезли в Киев, там он был осуждён на пожизненную ссылку в Сибирь, где и скончался. Блаженный и священномученик УГКЦ.

Вторая волна эмиграции из Украины – эмигранты после Второй мировой войны, так называемые DP – перемещённые лица из трудовых и концентрационных лагерей на территории Германии. Многие возвращались на родину, которая уже была под новой советской оккупацией. Там их ждали депортации и лагеря. Но многие украинцы боялись этого возвращения или репатриации – принудительного возвращения в СССР, поэтому селились преимущественно в припортовых районах Гамбурга, в надежде уехать за океан – в Америку или Австралию. Поэтому в Гамбурге с тех пор – одна из старейших общин украинских греко-католиков и храм Всех святых, строительство которого инициировал патриарх Иосиф Слипой в 1969 году. Освящение храма состоялось в 1980-ом.

«УГКЦ имеет несколько собственных храмов, которые происходят от начала пастырства в Германии, – в Новом Ульме, Мюнхене, Бамберге, Гамбурге, – рассказывает о. Дмытрык. – Везде есть общины, большие и меньшие, но почти нет общин, которые замерли, – даже если община маленькая, она всё равно активная».

В 1959 году декретом папы Иоанна XXIII был создан апостольский экзархат УГКЦ в Германии и странах Скандинавии с кафедральным собором в Мюнхене – собором Покрова Пресвятой Богородицы и святого Андрея Первозванного. В течение более 40 лет Апостольским экзархом в Германии был владыка Платон Корнелюк, а с 2001 года – владыка Пётр Крык.

«Большинство людей после Второй мировой войны должны были покинуть Германию, потому что был риск принудительного возвращения в СССР, поскольку они оказались лицами без гражданства. Те же, кто остались, смогли построить мощные общины, но это поколение уходит. Ещё 10 лет назад в Германии большинство украинцев было именно из того поколения, но сейчас ситуация полностью изменилась: сейчас в большинстве – эмигранты 90-х, у которыех другое видение и восприятие многих вещей», – рассказывает о. Андрей Дмытрык.

Об апостольском экзархате в Германии и странах Скандинавии сегодня

Отец Андрей говорит, что в Германии сейчас 75–77 тысяч украинских греко-католиков. Хотя украинцев-эмигрантов, по последним данным, гораздо больше (более 240 000). Новая волна миграции, которая началась в 1990-х и продолжается до сих пор – это преимущественно молодёжь, которая родилась в Украине и уехала на учёбу и работу, то есть люди, которые имеют иное мировоззрение, чем эмигранты предыдущих волн. И именно они сейчас являются основой и украинской эмиграции, и общины УГКЦ.

«Интересно, что за последние семь лет, после начала российско-украинской войны на Востоке и оккупации Крыма, к нам всё чаще приходят люди из Крыма, Востока и Центра Украины, – отмечает о. Андрей. – Потому что раньше можно было сказать, что УГКЦ в Германии – это здешняя Галичина, а теперь – нет. И это большая и хорошая новость для нас».

Сейчас в Германии 55 общин УГКЦ разного уровня. Священников, вместе со Скандинавией, – 26. Большинство обслуживает по 2-3 общины.

В странах Скандинавии за последние 5-7 лет наблюдается значительный рост эмиграции украинцев – это большей частью молодёжь, приехавшая учитьсч и работать. В некоторых странах Скандинавии довольно давно есть постоянные священники УГКЦ: по одному – в Норвегии и Дании, двое – в Швеции. Но в некоторых ещё нет. Так, в Финляндию по направлению Пастырско-миграционного отдела УГКЦ приезжает отец из Эстонии. В Исландии, присоединившейся к экзархату относительно недавно, в 1980-х годах, также нет своего священника. А потребность в этом есть.

«Возможно, это будет одним из первых приоритетов владыки Богдана, чтобы в Рейкьявике был наш священник, – говорит о. Андрей. – В Исландии достаточно активная украинская община – около 200 человек, и, насколько я знаю, там есть и потенциал, и возможности для утверждения УГКЦ».

УГКЦ в другой языковой и культурной среде

Интересно, что язык Литургии в храмах УГКЦ в Германии – преимущественно, украинский, в отличие от других стран диаспоры, где богослужение 50/50 проходят на языках стран пребывания.

«Главная причина в том, что люди, приходящие на Литургию, – это украинцы, которые хотят хотя бы так, через язык Литургии, почувствовать себя немного дома, рядом с родителями, друзьями, с Родиной, – говорит о. Андрей. – Но я знаю приходы, где есть люди, которые, не будучи украинцами, свободно говорят на украинском и хотят слышать службу именно на украинском: им нравится и близка наша Литургия, наш обряд... Подобная ситуация и в странах Скандинавии: в каждом приходе или общине есть люди, которых действительно и искренне интересует наш обряд, язык, культура... То есть интерес к УГКЦ есть, и он не утихает».

 

Подготовила Оксана Козак,

Департамент информации УГКЦ

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...