УГКЦ юга Украины: владыка Михаил Бубний о первом месяце войны
воскресенье, 03 апреля 2022, 22:45 Одесский экзархат УГКЦ, который охватывает юг Украины – Одесскую, Херсонскую, Николаевскую и Кировоградскую области, переживает сегодня тяжёлые времена: часть территорий оккупировали российские войска, часть – в зоне повышенной опасности ракетных ударов. Владыка Михаил Бубний, экзарх Одесский и председатель Патриаршей комиссии по делам монашества, в разговоре с Тарасом Бабенчуком рассказывает о жизни вверенного его пастырской опеке юга Украины во время войны.Разговор состоялся в Одессе – стратегическом украинском городе на берегу Чёрного моря. Сейчас там сравнительно спокойно, если где-то в Украине сегодня можно говорить о покое. Город живёт жизнью военного времени, настроившись на длинную дистанцию: бдительность уже не тревожная, а спокойная, жизнь продолжается.
УГКЦ на юге Украины в первый месяц войны
«Если сравнивать с другими городами и областями, то Одесса на сегодня – достаточно безопасна, – говорит владыка Михаил. – Всё это – благодаря ПВО и нашим защитникам: большое спасибо им за их служение и стражу, которую они несут, чтобы мы могли более или менее спокойно жить, работать и молиться. В Одессе возобновилась работа предприятий, люди продолжают свой ежедневный труд».
Тарас Бабенчук напоминает, что в прошлый раз виделся с владыкой Михаилом именно в канун войны, в Запорожье, на Литургии в казацкой церкви, на Хортице. Тогда проходило Всеукраинское паломничество монашества, в котором звучала экуменическая молитва с участием представителей всех украинских христианских Церквей.
«Да, как раз накануне мы провели прощу монашества в Запорожье, где молились за мир в Украине, – утверждает владыка. – А когда вернулись домой, утро встретило нас новостью о начале войны в Украине. Первое ощущение было очень странным: тревожным, но в то же время был покой, потому что там, в Запорожье, к которому линия боевых действий подошла так близко, за день до этого мы молились. Это успокаивало, что Господь Бог всё-таки поможет нам остановить это вторжение. И, как видим, по Божьей милости и благодаря большой отваге наших защитников Украине удалось сдержать врага».
Украина с тревогой, болью, но и с гордостью и восторгом следит за новостями из Херсона, Николаева, других городов и местечек Юга, которые попали под оккупацию русской орды. Как пережил этот первый месяц войны Одесский экзархат УГКЦ?
«С самого начала боевых действий появилось много беженцев, и наши отцы, в меру своих возможностей, активно включились в эвакуацию людей, – рассказывает владыка Михаил. – В первые же дни священники стали заниматься доставкой гуманитарных грузов в свои приходы. Эта помощь пошла нуждающимся людям, оказавшимся в трудных обстоятельствах. Сейчас пастыри продолжают эту работу: уже налажены логистические центры, есть активные волонтёры, которые все это сортируют и доставляют, куда надо. Очень активно работает БФ "Каритас Одесса". С начала войны мы стараемся максимально включаться в социальное служение, помогать людям в их нуждах».
«Да, я имел возможность увидеть, как работает «Каритас» и военные капелланы в Одессе, – замечает Тарас Бабенчук. – Есть чёткое понимание ситуации, потребности, возможностей, есть общественное сотрудничество. И это радует. Но часть экзархата оказалась под оккупацией, там сейчас российские войска. Есть ли у вас связь с теми приходами, какая там ситуация?»
«Почти ежедневно я контактирую с отцами, которые остались в Херсонской области, – рассказывает владыка. – Почти все наши приходы там сейчас находятся в оккупации, но люди выходят на митинги, протестуют против оккупантов. Наши отцы, слава Богу, живы и в относительной безопасности. Приходы их продолжают функционировать, священники поддерживают оставшихся людей. Молитва проводится каждый день, отцы делятся с людьми всем, чем могут.
Например, в Херсоне, в монастыре василиан, зародилась хорошая практика: после Литургии отец приглашает всех прихожан в монастырь на трапезу, на совместный обед. Это всё вместе – такая большая совместная трапеза: и для потребления духовной пищи на Литургии перед алтарём, и земных даров за столом в трапезной. В Бериславе, небольшом городке возле Новой Каховки, который сейчас тоже оккупирован, в церкви действует благотворительная кухня, где ежедневно питается около сотни человек. Там, как и в других оккупированных городах, большая проблема с продуктами».
«В этой войне всё постепенно выходит на свет»
Разговор переходит на более общие темы – о смыслах, о будущем и о том, что эта война может изменить и уже меняет в украинском обществе, на всех его уровнях, в каждом человеке.
«Война побуждает к переоценке нашей жизни, – размышляет владыка. – Если говорить в общенациональном контексте, эта война сплотила и объединила людей, помогла нам осознать себя как единый народ, который встал на защиту своей страны.
Если говорить о церковном уровне, то все мы учимся служить по-новому и по-новому смотреть на служение духовных лиц. Наши отцы отправляют Литургии в разных приспособленных или не очень местах. Отцы-василиане в Киеве молились в метро с людьми, которые прятались там от бомбёжек. Наши священники и капелланы служат Литургии на полях боевых действий для наших защитников. Очень активизировалась социальная сфера служения Церкви. Всё это меняет и углубляет понимание нашего служения и призвания священнослужителей. Думаю, после войны мы будем по-новому организовывать и наши сообщества. Это ценный, хоть и нелёгкий, опыт, опыт открытия новых способов и возможностей служения, работы и молитвы во время войны».
Стал ли неожиданностью патриотизм и пыл, с которым Одесса, Николаев, Херсон стали защищать Украину? Ведь не секрет, что одной из декларируемых причин и аннексии Крыма, и восьмилетней войны на востоке Украины, и полномасштабного вторжения 24 февраля был именно языковой фактор, так называемая «защита русскоязычных».
«Нет, эта волна патриотизма и решимости не является неожиданной, по крайней мере, для меня, – говорит владыка. – Я служу в Одессе уже восемь лет и, например, в храмах УГКЦ постоянно видел русскоязычных людей, которые были патриотами Украины. Но, учитывая обстоятельства войны, можно сказать, что многие люди впервые или по-новому осознали, что любовь к своей Родине, к своей Церкви, к своей речи играет большую роль в построении своей государственности, своей нации, своего дома. Поэтому верю, что люди, которые до войны ещё сомневались, на каком языке говорить и в какую Церковь ходить, многое поймут во время этой войны, потому что она показывает, кто есть кто. Действительно, эти события открывают нам какие-то заслоны, и всё постепенно выходит на свет, открывается таким, каким оно в действительности является. Как говорил Христос, нет ничего скрытого, что не стало бы явным».
О посвящении Украины Непорочному сердцу Девы Марии
25 марта состоялось особое духовное событие для всего католического мира, в центре которого была Украина: Папа Франциск с епископами и Блаженнейший Святослав посвятили Украину Непорочному сердцу Девы Марии. Действительно, момент духовной силы, духовной борьбы является для нас на сегодня очень актуальным. Насколько молитва помогает в нашей борьбе с врагом – северным агрессором?
«Мы со священниками и верующими молились в этот день в нашей кафедре, находились в молитвенном единстве с Папой, с епископами нашего Синода, которые собрались в то время в Зарванице, с епископами Вселенской Церкви во всём мире. Это был, я бы сказал, очень мощный сигнал для наших врагов – видимых и невидимых. Потому что под Покровом Пресвятой Богородицы, с её покровительством, мы сможем преодолеть все противостояния дьявольские и все злые намерения наших врагов в отношении Украины.
Этот день был особенным не только для Украины, но и для всего католического мира, который объединился в молитве с Папой. Верю, что под опекой Пресвятой Богородицы мы выстоим, остановим агрессора – мы уже его остановили нашим духовным фронтом и нашей отважной Украинской Армией. Под Материнским покровом дитя всегда в безопасности. И этот жест Папы, возможно, добавил нам надежды на скорейшее завершение войны, нашу победу и построение цивилизации любви и мира».
Подготовила Оксана Козак,
Департамент информации УГКЦ
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...