«Церковь "eсclesia" означает "та, что соединяет" – силой Евхаристии и Святого Духа, который нас всех объединяет», – о. Юрий Саквук

среды, 23 июня 2021, 15:49
Троица и Сошествие Святого Духа – один из 12 главных православных праздников в году. Эти праздники ещё называют днём ​​рождения Церкви Христовой. О значении этого праздника в жизни Церкви и христиан, а также о народных традициях, которые сопровождают праздник Троицы и Сошествия Святого Духа, в программе «Открытая Церковь» рассказывает о. Юрий Саквук, доктор богословия Украинского католического университета.

Об этимологии и смысле праздника Троицы и Сошествия Святого Духа

В тропаре этого праздника поётся о том, что, если во время Вавилонского столпотворения языки смешались и люди перестали понимать друг друга, то во время Сошествия Святого Духа все языки соединились, стали единым.

«Корни и начала этого праздника следует искать даже в Книге Бытия, – считает богослов. – Господь сотворил первого человека гармоничным: до грехопадения человек был в постоянной связи со своим Творцом, а следовательно, и со святым Духом. Из-за греха было разделено человеческое и Божественное, небесное и земное. Эта разделённость подчёркивается и историей о Вавилонском столпотворении: человек в своей гордыне хотел бы достичь неба и стать на месте Бога... Кстати, слово "дьявол" дословно переводится как "тот, кто разделяет", в этом его сущность – в хаосе и разделении».

Для преодоления этой разделённости должен был родиться Иисус Христос – воплощённый в человеческом теле Сын Божий, сочетающий в себе божественное и человеческое, вновь восстанавливающий гармонию отношений между Богом и человеком.

Рождение Церкви

«Чтобы проявить это ещё более полно, Иисус Христос после своего Вознесения посылает Святого Духа. И когда после этого апостол Пётр выходит и говорит народам, они все понимают его язык, – объясняет отец. – Троицей этот праздник называют потому, что в нём полной мерой проявилось Таинство Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Третье Божье лицо – Святой Дух, появился именно в этот день, Пятидесятницу, когда сошёл на апостолов. Этот день – полное явление Пресвятой Троицы: закончилась эпоха понимания, что есть только Бог-Отец, состоялся приход в мир Бога-Сына, и началась эпоха Святого Духа, эпоха проповеди и миссионерства, рождения Церкви...»

Пятидесятницу, в определённом смысле, действительно можно называть днём ​​рождения Церкви. Но, подчеркивает богослов, как прообраз Церковь зародилась в том, что Бог сотворил первых людей: сообщество Адама и Евы, до грехопадения и отступления от Бога, – это прообраз Церкви. Ноев ковчег и те, кто спаслись на нём, – тоже прообраз Церкви. Израильский народ, признавал одного Бога, – Старый Израиль, старая Церковь. 12 апостолов – это тоже небольшое сообщество Церкви.

«Но после Сошествия Святого Духа, апостол Павел проповедует перед пятью тысячами людей, и они понимают его язык – это уже большие числа. Позже апостолы благодаря посланию Святого Духа идут в разные края и проповедуют Евангелие. Я бы сказал, что это – "выпускной" для апостолов: три года они были в школе Иисуса, он недалеко их отпускал от себя, а после Сошествия Святого Духа они как бы выпускаются из этой школы и уходят в мир самостоятельно, как миссионеры, привлекая десятки и сотни тысяч людей к христианской Церкви», – рассказывает богослов.

Интересно, что в первые времена ещё не было слова «христиане» – они назывались Божьими святыми. Но это уже были церковные общины, в которых создавалась Евхаристия. А с 60-х годов, когда в Антиохии их назвали первыми христианами, такое ж название получили и эти сообщества.

Отец Юрий Саквук обращает внимание и на следующее: само слово «церковь» звучит в Евангелии лишь дважды. Впервые, когда Иисус говорит со своими апостолами и употребляет слово "ecсlesia". И в Евангелии от Матфея, когда Иисус спрашивает своих учеников, кем они его считают, и апостол Пётр говорит – Сыном Божьим, Спасителем мира, Иисус отвечает: «Ты – Пётр, скала, на тебе создам Церковь Мою, и врата ада её не одолеют».

 «Само слово "ecсlesia" (церковь) с греческого означает "та, что соединяет", – объясняет богослов. – Дьявол – это тот, кто разъединяет, а Церковь – соединяет. А какой силой она соединяет? Силой Евхаристии, потому что мы причащаемся одного Христа и силой Святого Духа, который нас всех объединяет.

 

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...