«Тысячи картин из коллекции Шептицкого были уничтожены как идеологически вредные», – директор музея

суббота, 17 января 2015, 23:26
1 ноября 2014 г. в УГКЦ и Украине начался Год митрополита Андрея Шептицкого. Шептицкий стал предстоятелем УГКЦ в 1901 году и был её руководителем вплоть до своей смерти 1 ноября 1944 года. Он, без сомнения, – великий деятель. Как и Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, он задал вектор развития Украины. Недавно Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав выразил надежду, что в этом году закончится процесс беатификации митрополита Андрея.

В 1905 г. митрополит на собственные средства основал Национальный музей во Львове (тогда он назывался – Церковный музей), а в 1913 – подарил его украинскому народу. Игорь Кожан работает в Национальном музее имени Андрея Шептицкого с 1986 г. В 2005-ом стал его директором. Сейчас музейные фонды насчитывают более 170 тыс. экспонатов.
С Игорем Кожаном мы говорили о жизни митрополита и его детище.


– Нам известно, что митрополит тщательно выискивал и собирал произведения украинских художников. Скажите, что стояло за этим его увлечением?
– Митрополит Андрей верил, что Украинское государство всё-таки состоится. И лелеял все составляющие государственности. Буквально во всех областях: прежде всего, Церковь, а также экономика, банковская система... То, что было создано в начале ХХ века, в 20–30-е годы, закладывало основы государственности. Митрополит на это очень активно влиял, подсказывал, как и что делать, помогал.
А культура – это фактически то, с чего он начинал формировать украинскую государственность. В 1905 году Андрей Шептицкий основал Церковный музей. А когда понял, какое богатство там собрано, отделил его от себя. И в 1913-ом подарил музей с уникальной коллекцией украинскому народу.
Это произошло накануне Первой мировой войны, когда сошлись две империи – Австро-Венгерская и Российская, а Украина была разделена между ними.
Стоит напомнить, что коллекция художественных произведений была собрана самим митрополитом. Более того, многие десятилетия он на свои средства содержал этот музей. Митрополит купил для него несколько домов, их сдавали в аренду, а средства шли на приобретение новых произведений, реставрацию.
– Началось всё с собирания икон?
– Украинская старинная икона нравилась митрополиту с раннего детства. В статье «Мои воспоминания о предмете музейных собраний» он пишет: «Должен попросту констатировать факт, что до того как я научился читать и писать, ещё ребенком, когда я не задумывался, я сердцем чувствовал красоту старинной нашей иконы. Я был очень маленьким мальчиком, когда в нашей старенькой деревянной церкви в Прилбычах, стоя перед иконостасом, испытывал какие-то непонятые эмоции, которые я сейчас назвал бы художественными».
И Национальный музей тоже начался со старинной украинской иконы. Будучи ещё молодым монахом, Андрей Шептицкий стал свидетелем того, как в маленьком селе Поляны, возле Добромыля, люди хотели сжечь старые иконы, когда построили новую церковь. И не мог этого позволить. Позже он писал: «Сколько ценнейших икон так сгорело по сёлам! – как старый церковный обычай велел, чтобы не были попраны святые вещи. – И за иконы древней церкви села Поляны я вступился, и они стали одними из первых для зарождения Музея. ...Поэтому иногда и мне самому, а значительно чаще сотрудникам Музея приходилось спасать ценные иконы, обречённые на гибель. Прежде всего, в этих иконах мы ценили их возраст. И очень медленным и долгим процессом изучения мы дошли до оценки художественных достоинств нашей старой иконы».
– Митрополит Андрей, видимо, хорошо разбирался в стилях иконописи. Какой был ему ближе?
– Он любил древнее украинское искусство. Любил икону, писанную в византийском стиле, ещё до эпохи барокко. К барокко у него было более спокойное отношение. А церковная живопись XIX века, когда в определённой степени были утрачены стилистические признаки, его привлекала мало.
Когда в начале ХХ века в советской Украине развернулась антирелигиозная борьба, уничтожались церкви, в Галичине было всё наоборот – строилось много новых церквей, заказывались иконостасы, писались иконы. Митрополит заботился, чтобы уровень живописи оставался на высоте. Поэтому у нас появились такие художники, как Сосенко, Бойчук, которые, оглядываясь на древние традиции, пытались зародить новые течения. Так появляется неовизантизм.
На днях мы открыли выставку, посвящённую искусству ХХ века. Целый зал раскрывает сакральную тематику, где выставлен иконостас Петра Холодного, «Тайная вечеря» Михаила Бойчука... То есть показана традиция ХХ века, которую тесно связывают с Андреем Шептицким.
Митрополит поддерживал художников за свой счёт. Выделял деньги на обучение Сосенко, на его поездки по Европе.
Позже приглашает Алексея Новаковского переехать из Кракова во Львов. Предоставляет жильё для его семьи. И подаёт идею создания художественной школы, которой затем руководил Новаковский.
Шептицкий и сам преподавал в этой школе историю мирового искусства. И поддерживал учеников, в частности Святослава Гординского, Михаила Мороза, Григория Смольского. Многие из них выехали за границу – работали в Германии, Франции, Америке, Канаде.
– Есть ли какие-то оценки митрополитом Андреем творчества Шевченко как художника?
– Конкретных отзывов нет, но начиная со столетия со дня рождения Шевченко – с 1914 года – в Национальном музее ежегодно проводились выставки, посвящённые ему. Уже в то время в музее были его оригинальные творения. То есть эта традиция начата при жизни митрополита. И мы её поддерживаем до сих пор.
– Много ли среди нынешних экспонатов музея подаренных митрополитом?
– В 1913 году Андрей Шептицкий подарил несколько тысяч экспонатов, а также здание по улице Мохнацкого (сегодня – Драгоманова, 42), Дворцовый дом и флигель. Во флигеле он поселил первого директора музея Свенцицкого. Однако этих площадей для коллекции катастрофически не хватало, и в 1920 году Шептицкий выделил 20 тысяч долларов для строительства ещё одного корпуса. В начале 1930-х годов собрание музея уже насчитывала более 80 тысяч экспонатов.
Но это уже были не только те, что подарил митрополит. Общественные организации, священники и простые люди, опираясь на авторитет митрополита, сами передавали художественные произведения на депозит музея.
– Были, видимо, и потери...
– Наибольшая датируется 1952 годом, когда постановлением советского правительства Украины из музея были изъяты тысячи произведений. Сначала они были переведены в спецфонд, что в библиотеке им. Стефаныка. Составили списки... А потом тысячи просто уничтожили.
– С какой целью был совершён этот вандализм?
– Экспонаты не соответствовали тогдашней идеологии. Прежде всего, уничтожили произведения украинских художников, которые жили за пределами Украины. Это картины, на которых изображён митрополит Андрей Шептицкий, – произведения Новаковского, Труша. То есть выдающихся мастеров кисти. Уничтожили сотни картин, посвящённых тематике сечевых стрельцов. Например, десятки произведений Осипа Курыласа – и живописных, и графических.
К сожалению, сегодня сохранился лишь десяток работ того периода (20–30-е годы), посвящённых освободительной борьбе. А было их сотни и сотни! Потому что именно в 1928 году, к десятой годовщине Западно-Украинской Республики, в музее прошла большая выставка...
– Вы говорили о Новакивском. Он, как известно, любил рисовать Моисея, на самом деле изображая Шептицкого. Как сам митрополит к этому относился?
– Общественные деятели и священники называли митрополита Моисеем за его титанический труд в развитии Церкви, украинской государственности. В то время Церковь в Галичине была стержнем государственности. При митрополите она приобрела большое значение. В своё время власти Австро-Венгрии достаточно лояльно относились к украинству, хотя наместниками и чиновниками были поляки (уже менее лояльные)...
Украинцам говорили, что если они хотят занять какую-то должность, то нужно стать католиком. А Шептицкий боролся с этим. Он же был одним из основателей Украинского тайного университета, где сам преподавал. Воспитывал у наших людей чувство достоинства...
– А сам митрополит не склонен был к художественному творчеству?
– Да, он имел талант к рисованию. У нас есть два небольших произведения, написанных рукой Андрея Шептицкого. Ему нравилось любительское искусство. Портреты митрополита рисовали почти все художники. Делали и скульптуры. На территории Духовной семинарии был сооружён ему прижизненный памятник. У нас чудом сохранился гипсовый макет, который сейчас положен в основу памятника митрополиту Андрею Шептицкому на Святоюрской площади.
– Когда планируется его открытие?
– Прилагаем усилия, чтобы сделать это в день 150-летия со дня рождения митрополита – 29 июля. Он должен быть не только для галичан. Ведь митрополит был личностью номер один для украинской нации ХХ века. Он был вне одной религии, одной национальности. Он отправлял целые обозы с хлебом за Збруч, чтобы люди не погибали от голода в 1932-33 годах. Мой дед видел это. Я слышал его рассказы.
Что же касается культуры, то Илларион Свенцицкий о деятельности митрополита сказал, что за последние три века ни один человек не сделал столько для украинской культуры, как митрополит Андрей.

Оксана Климончук для «Укринформа»

 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...