Слово Папы к Главе, Постоянному Синоду и митрополитам УГКЦ

пятница, 11 июля 2019, 00:05
В пятницу, 5 июля 2019 года, в Ватикане началась двухдневная встреча, на которую Святейший Отец пригласил руководство УГКЦ и руководителей дикастерий Римской курии. Открывая встречу, Папа обратился к иерархам УГКЦ со словами:

Ваше Блаженство, дорогой брат Верховный Архиепископ,

Высокопреосвященства и Преосвященства,

дорогие братья!

 

Моим желанием было пригласить вас сюда, в Рим, на братский обмен мнениями вмемте с руководителями компетентных дикастерий Римской курии. Благодарю вас за то, что приняли приглашение. Как это прекрасно – увидеть вас здесь! Украина уже длительное время переживает тяжёлую и деликатную ситуацию. Уже более пяти лет она ранена конфликтом, который многие называют «гибридным», состоящим из военных действий, в которых ответственные маскируются; конфликтом, в котором слабые и маленькие платят самую высокую цену; конфликтом, отягощённым пропагандистскими фальсификациями и разнородными манипуляциями, а также попытками втянуть религиозный аспект.

Ношу вас в своём сердце и молюсь за вас, дорогие братья украинцы. И уверяю вас, что иногда делаю это с помощью молитв, которые помню и которым научился у владыки Стефана Чмиля, тогдашнего священника-салезианца; он научил им меня, двенадцатилетнего, в 1949 году, и у него я научился прислуживать во время Божественной Литургии, молясь с ним три раза в неделю. Благодарю вас за вашу верность Господу и преемнику святого Петра, за которую на протяжении истории часто пришлось платить высокую цену, и прошу Господа, чтобы сопровождал действия всех политических лидеров в поиске не так называемого добра какой-либо стороны, что, в конце концов, есть интересом в ущерб кому-то другому, но общего блага, мира. И прошу у «Бога всякой радости» (2 Кор. 1, 3), принести утешение тем, кто потерял своих близких в результате войны, тех, которые несут причинённые ею раны на теле и духовные, тем, кто должен был оставить свой дом и работу и подвергнуться риску поиска человечного будущего где-нибудь далеко. Знаете, что мой взгляд каждое утро и каждый вечер несётся к иконе Богородицы, Блаженнейший подарил мне, уезжая из Буэнос-Айреса, чтобы занять должность Верховного Архиепископа, порученную ему Церковью. Перед этой иконой я начинаю и заканчиваю свой день, вверяя ласке Богородицы, которая является Матерью, вас всех и вашу Церковь. Можно сказать, что начинаю и заканчиваю дни «по-украински», созерцая Богородицу.

Главная задача Церкви перед лицом ситуаций, вызванных конфликтами, – давать свидетельства христианской надежды – не надежды мира, опирающейся на вещи, что приходят и уходят, часто внося разделение, но ту надежду, которая никогда не разочаровывает, не уступает место разочарованию, умеет преодолевать все испытания мягкой силой Святого Духа (ср Рим. 5, 2-5). Христианская надежда, поддерживаемая Христовым светом, претворяется в сияние воскресения и жизни среди тёмных ночей мира. Поэтому, дорогие братья, считаю, что в трудные минуты ещё больше, чем в минуты мира, приоритет для верующих – находиться в единстве с Иисусом, нашей надеждой. Речь идёт о том, чтобы восстанавливать единство, основанное на крещении и укоренённое в вере, в истории наших сообществ, в больших свидетелях: имею в виду шеренгу героев повседневности, тех многочисленных святых по соседству, которые среди вашего народа с простотой ответили на зло добром (ср Рим. 12, 21). Они являются примером, который следует созерцать: те, кто в кротости Блаженств проявили христианское мужество, заключающееся в том, чтобы не противиться злу, любить врагов и молиться за преследователей (ср Мф. 5, 39.44). На поле истории, полном насилия, они воздвигли Христов крест. И принесли плод. Эти ваши братья и сёстры, которые перенесли преследования и мученичество, прижимаясь только к Господу Иисусу, отвергли логику мира, согласно которой на насилие отвечают насилием, написали своей жизнью светлые страницы веры: они стали плодотворным посевом христианской надежды. Я с волнением прочитал книгу «Преследуемые за правду». За этими священниками, епископами, монахинями стоит народ Божий, который с верой и молитвой ведёт вперёд весь народ.

Несколько лет назад Синод Епископов УГКЦ утвердил пастырскую программу, названную «Живой приход – место встречи с живым Христом». В некоторых переводах выражение «живой приход» был выражен с помощью прилагательного «вибрирующий». Действительно, встреча с Иисусом, духовная жизнь, молитва, вибрирует благодаря красоте вашей Литургии, все они передают эту прекрасную силу мира, что лечит раны, вливает мужество, но не агрессивность. Когда будто из колодца родниковой воды черпаем ту духовную живучесть и передаём её, Церковь становится плодотворной. Становится благовестницей Евангелия надежды, учительницей внутренней дороги, которую не может предложить ни одна другая организация.

Именно поэтому хочу призвать вас всех, как пастырей святого Божьего народа, во всей своей деятельности иметь приоритетом молитву, духовную жизнь. Это первая забота, никакая другая не должна её опережать. Все должны знать и видеть, что вы в своей традиции являетесь Церковью, которая умеет говорить духовными, а не светскими терминами (ср. 1 Кор. 2, 13). Потому что каждый человек, который приступает к Церкви, требует неба на земле, а не чего-то другого. Пусть Господь пошлёт нам эту благодать и сделает всех нас преданными собственному освящению и освящению верующих, нам вверенных. Среди ночи конфликта вы переживаете, как в и Гефсимании, когда Иисус призывает Своих «быть бдительными и молиться»; не защищаться, ни тем более нападать. Но ученики спали вместо молитвы и с приходом Иуды выхватили меч. Они не молились и поддались искушению, соблазну светскости: насильственная слабость тела перевесила кротость духа. Не сон, не меч и не бегство (ср. Мф. 26, 40.52.56), но молитва и самопожертвование до конца являются ответами, которых Господь ожидает от Своих. Только эти ответы являются христианскими, только они спасают от светской спирали насилия.

Церковь призвана осуществлять свою пастырскую миссию с помощью различных средств. После молитвы приходит близость. То, о чём Господь просил Своих апостолов в тот вечер, – быть рядом и бдить (ср. Мк. 14, 34) – сегодня об этом просит и Своих пастырей: быть с людьми, находясь бок о бок с теми, кто переживают ночь скорби. Близость пастырей с верными – это канал, который сооружается день за днём ​​и несёт живую воду надежды. Он строится именно так, встреча за встречей, со священниками, которые знают и принимают к сердцу тревоги людей, и с верующими, которые благодаря получаемой заботе усваивают весть Евангелия, которую передают пастыри. Они не понимают её, если пастыри готовы только произносить имя Бога, они воспринимают ее, если они прилагают усилия, чтобы давать Богу: отдавая себя самих, находясь близко, как свидетели Бога надежды, Который стал телом, чтобы ступать по дорогам человека. Чтобы Церковь была местом, где черпается надежда, где находят всегда открытые двери, где получают утешение и поощрение. Чтобы никогда и ни с кем не было закрытости, но открытое сердце, никогда не смотреть на часы, никогда не отправлять домой того, кто нуждается в том, чтобы быть выслушанным. Мы служители времени. Мы живем во времени. Прошу вас, не поддаваться соблазну жить как рабы часов! Время, а не часы!

Пастырское попечение включает, прежде всего, литургию, которая, как часто подчеркивал Верховный Архиепископ, вместе с духовностью и катехизацией составляет характерный признак идентичности УГКЦ. Она в мире, «искажённом эгоизмом и ненасытностью, объявляет дорогу к равновесию нового человека» (Св. Иоанн Павел II, Ап. Письмо Orientale lumen, 11): дорогу милосердия, безусловной любви, на которую должна направляться вся другая деятельность, чтобы питались братские связи между людьми внутри сообщества и вне его. С этим духом близости в 2016 году я организовал гуманитарную инициативу, принять участие в которой пригласил Церкви в Европе, чтобы оказать помощь тем, кто непосредственно наиболее пострадал от конфликта.

Ещё раз от всей души благодарю всех, кто присоединился к проведению этого сбора средств как с экономической точки зрения, так и с технико-организационной. Хочу, чтобы за этой первой инициативой, которая уже в основном завершилась, следовали другие специальные проекты. Уже во время этой встречи будет предоставлена ​​некоторая информация. Очень важно быть близкими со всеми и быть конкретными, чтобы тоже избежать опасности, если серьёзная ситуация страдания попадёт в общее забвение. Нельзя забывать о страдающем брате, откуда бы он ни происходил. Нельзя забывать о страждущем брате.

К молитве и близости хочу добавить еще одно слово, очень близкое для вас: синодальность. Быть Церковью значит быть сообществом, которое идёт вперёд вместе. Недостаточно иметь синод. Следует быть синодом. Церковь нуждается в насыщенном внутреннем взаимораспределении: живого диалога пастырей между собой и между пастырями и верующими. Как Восточная Католическая Церковь, вы уже в своём каноническом правопорядке должны иметь чёткое синодальное выражение, предусматривающее частые и периодические собрания Синода Епископов. Но синод следует осуществлять каждый день, прилагая усилия для того, чтобы идти вперёд вместе, не только с теми, кто думает так же, потому что это легко, но со всеми верующими в Иисуса.

Синодальность оживляют три аспекта. Прежде всего, слушание: прислушаться к опыту и советам собратьев, епископов и пресвитеров. Важно, чтобы в рамках Синода каждый чувствовал себя выслушанным. И слушание настолько важно, насколько выше иерархическая позиция. Слушание чувствительно и открыто к мнению братьев, а также тех молодых, кого считаем менее опытными.

Второй аспект – совместная ответственность. Мы не можем оставаться равнодушными перед лицом ошибок или небрежности других, не вмешавшись даже в братский способ: наши собратья нуждаются в нашей мысли, в нашем поощрении, как и в наших поправках, именно потому, что мы призваны следовать вперёд вместе. Нельзя скрывать того, что неправильно, и следовать вперед, будто ничего не произошло, чтобы любой ценой защитить своё доброе имя: любовью всегда следует жить в истине, прозрачности, в той «паррезии» (смелой откровенности), которая очищает Церковь и способствует её продвижению вперёд. Синодальность – речь идет о третьем аспекте – означает также привлечение мирян: как полноправные члены Церкви они тоже призваны высказываться, давать советы. Как участников церковной жизни их следует не только принимать, но и выслушивать. Хочу подчеркнуть этот глагол слушать. Тот кто слушает, потом способен хорошо говорить. Кто не привык слушать, то не говорит, а лает.

Синодальность ведёт также к расширению горизонтов, к жизни, богатой собственной традицией внутри вселенской Церкви, к черпанию пользы от хороших отношений с другими обрядами; к восприятию красоты взаимодействия важных частей собственного богословского и литургического сокровища с другими сообществами, даже и некатолическими; к установлению плодотворных взаимоотношений с другими поместными Церквами, как и с дикастериями Римской курии. Единство в Церкви будет настолько плодотворным, насколько больше понимания и единства будет между Апостольской Столицей и местными Церквами. То есть, когда будет больше понимания и единства между всеми епископами с Епископом Рима. Это, очевидно, не должно «приводить к уменьшению осознания собственной подлинности и оригинальности» (Orientale lumen, 21), но формировать её внутри нашей католической идентичности, то есть, вселенской идентичности. Как вселенской, ей грозит и может уничтожить привязанность к различным формам партикуляризма – церковным, националистическим, политическим.

Дорогие братья, пусть эти два дня встречи, которой я очень хотел, будут красноречивыми минутами обмена мнениями, взаимного слушания, свободного диалога, который всегда вдохновляется поиском добра в духе Евангелия. Пусть они помогут нам лучше идти вперёд вместе. Речь идёт, в определённой степени, о синоде, посвященном темам, лежащим на сердце Украинской Греко-Католической Церкви в этот период, отягощённым вооружённым конфликтом, что до сих пор продолжается, и обозначенный серией политических и церковных процессов, гораздо более широких, чем те, которые касаются нашей Католической церкви. Поэтому советую вам этот дух, это распознавание, с которым следует сверяться: молитва и духовная жизнь на первом месте, далее – близость, особенно со страждущими, в конце – синодальность, совместное следование вперёд, открытое, шаг за шагом, с кротостью и смирением. Благодарю, сопровождаю вас на этом пути и прошу вспоминать обо мне в ваших молитвах.

 

www.vaticannews.va

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...