«Слова Папы Иоанна Павла II о настоящей свободе и Украине были предвестниками событий Оранжевой революции и Революции Достоинства» – Глава УГКЦ

вторник, 22 июня 2021, 17:26
20 лет назад, с 23 по 27 июня 2001 года, состоялся визит Святого папы Иоанна Павла II в Украину – событие, которое с расстояния этих лет видится важным и для современной Украины. Воспоминаниями и мыслями об этом Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав поделился в разговоре с журналистами украинских телеканалов.

Паломничество и благодарность за свидетельство веры

– Какова была главная цель визита Папы Иоанна Павла II в Украину? Насколько такая поддержка со стороны Ватикана была в то время важной для УГКЦ, которая чуть более десяти лет как вышла из подполья?

– Прежде всего, Святой папа Иоанн Павел II хотел приехать в Украину как паломник. Он чувствовал, что украинская земля пропитана кровью миллионов жертв Второй мировой войны и – он это постоянно повторял – мучеников за веру Христову.

Наша Церковь была одной из самых преследуемых Церквей ХХ века. И Папа хотел приехать в Украину, чтобы вынести на престол славы, беатифицировать святых мучеников нашей Церкви. В известной степени, он хотел показать нашу Церковь миру – как заплатившую своей кровью за верность тому единству с преемником апостола Петра Киевской Церкви, которое УГКЦ несёт в своей идентичности.

Поэтому очевидно, что после первого десятилетия независимости Украины, восстановления структур УГКЦ, когда мы вышли из подполья на родных землях, когда нашу Церковь только возглавил Блаженнейший Любомир кардинал Гузар, такой визит благодарности Папы Украине и украинцам, благодарности нашей Церкви за её свидетельство веры, запечатанное кровью мучеников, был чрезвычайно важным. Важным не только для нашей Церкви, но и лично для Папы. И как паломник он приехал поклониться Церкви-мученице, которая триумфально воскресла из мёртвых.

Обычно беатификации и канонизации мучеников веры осуществлялись почти исключительно в Риме. Но Папа Иоанн Павел II эту традицию немножко изменил. Думаю, это была одна из миссий, задача, которую он испытывал в своей совести – он хотел поблагодарить нашу Церковь за её путь мученичества, хотел поблагодарить всех католиков Украины, за то что они ценой собственной крови подтвердили верность и общение с наследником апостола Петра. Это чувство долга – склонить голову перед неизвестными до сих пор мучениками когда-то молчаливой Церкви. И он приехал, чтобы беатифицировать целую когорту наших мучеников за веру, вынести их на Престол Вселенской Церкви. Это чувство благодарности за стойкую веру во время гонений создало контекст паломничества Папы как благовестника мира. Это миссия, о которой он сам сказал в своём слове и, думаю, лучше очертил содержание этого визита.

Есть ещё один очень важный момент. Будучи преподавателем богословия в то время, я принимал участие в качестве докладчика в нескольких научных конференциях в Риме. То есть интеллектуальный мир Ватикана хотел знать, куда едет папа, что это за страна. И нас пригласили выступить на разные темы в Папском Григорианском университете и в Папском Ориентальном институте. Я тогда был преподавателем морального богословия и в своих докладах говорил о моральных проблемах, которые есть в Украине. То есть Папа и таким образом привлёк колоссальное внимание к Украине, возбудил интерес.

 

Свобода, в которой нужно учиться жить

– Какие ещё важные темы доминировали во время визита Папы Иоанна Павла II? Что было самым важным, если смотреть в ретроспективе этих 20 лет?

– В одной из своих речей он сказал, что очень хорошо знает о происходившем на этих землях Восточной Европы во время, как он это назвал, коммунистического апокалипсиса. Папа понимал, что он приезжает в страну, которая переживает процесс трансформации, движется от постсоветской колонии, бывшей части империи, к строительству свободного независимого государства.

Время было непростое – первые 10 лет Независимости Украины. И Папа смотрел на общество Украины с позиций определённых принципов и видения своей собственной родины: Польша когда-то тоже двигалась по дороге освобождения от постсоветского коммунистического прошлого к демократии. И, по-моему, он приехал в конце первого десятилетия Независимости, чтобы дать нам рецепт – как строить свободную независимую Украину.

Иоанна Павла II считают одним из крупнейших гуманистов ХХ века и недаром связывают с его личностью падение Берлинской стены. Сам факт, что он был поляком, в то время с территории Варшавского блока, был призван в Рим и получил возможность говорить на весь мир. Кто мог лучше развенчать все эти коммунистические мифы и реалии коммунистических режимов? Он понимал, что коммунизм только обещает равенство, братство и счастье, но на самом деле ворует всё это. Понимал, что нет достойного государства без уважения к человеку. Он тогда говорил, что Церковь – это оазис человеческого достоинства, то есть она создаёт пространство, где люди чувствуют себя достойными. Кстати, польская «Солидарность» начиналась в костёлах, потому что где ещё можно было сойтись и поговорить о настоящем, не боясь предательства? В Церкви, которая была средой доверия и чувства своих.

Поэтому тема, которая, по моему мнению, доминировала тогда и на встречах с Церквами, с политическими, общественными и культурными деятелями, и с молодёжью – это тема свободы. Папа приветствовал, что мы получили свою свободу и независимость мирным и бескровным образом – он это подчеркнул в одном из своих выступлений. Но эту свободу мы должны были осмыслить, оценить и научиться с нею жить. Свобода, которую мы получили, стала неким вызовом для украинского общества, и поэтому Папа давал определённые рекомендации, некие правила – как нам учиться жить как свободным людям в демократической стране.

Он сказал тогда Украине, украинцам и, в частности, молодёжи: Украина находится в переходном периоде от тоталитарного посткоммунистического к демократическому обществу, и это – период бурных изменений и трансформаций. И он приехал в том числе для того, чтобы призвать молодых людей искать свободу, расти в этой свободе. Во время встречи с молодёжью во Львове, на Сыхове, возле Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, папа сказал, в частности, что свобода иногда может быть гораздо более требовательной и стоить больших усилий, чем неволя.

– На встречи с папой пришло тогда невероятное количество людей, не только верующих УГКЦ или римо-католиков, но и совершенно светских людей. Почему люди так хотели увидеть и услышать Папу Иоанна Павла II?

– Он приехал как паломник мира, и сам так говорил об этом. Очевидно, как глава Католической Церкви, но не только к римо-католикам или греко-католикам – он приехал ко всем украинцам. Думаю, эти акценты были чётко расставлены, когда он захотел встретиться со Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. Он посетил Бабий Яр и Быковню, чтобы почтить жертв Холокоста и коммунистических репрессий. Он говорил ещё тогда, в 2001-ом, что украинцы – это народ, который пережил страшные геноциды, вспомнил и о Голодоморе, о Холокосте и о депортации крымских татар. Каждая его встреча была событием – интеллектуальным, духовным, общественным и культурным.

Конечно, трудно было предусмотреть все детали визита, как и то, насколько украинское общество услышит Папу, насколько этот визит отзовётся в сердцах людей. Но некоторые вещи свидетельствовали, что духовная сила Иоанна Павла II захватила сердце и внимание всего украинского общества.

В тех событиях я присутствовал как комментатор: литургию в Киеве, на стадионе «Чайка», я комментировал по Национальному радио, встречу Папы с молодёжью – по Национальному телевидению. И внимание всех было чрезвычайно велико.

Помню, на Литургии в византийском обряде здесь, в Киеве, Папа говорил о единстве – о том, «чтобы все были едино». Когда на Национальном радио я комментировал и объяснял, что происходит, все сотрудники радио отложили свою работу и собрались вокруг нас, вслушивались, ловили каждое слово... И в конце, когда Папа говорил о единстве и должен был идти к причастию, я комментировал, что высшее проявление единства в Церкви – не подчинение или признание власти, а именно возможность причащаться вместе Тела и Крови Иисуса Христа. И вот, когда я это говорил, Папа приступил к причастию. Я посмотрел на журналистов, комментаторов, дикторов радио – у них на глазах были слёзы. Собственно, Папа как раз и показал, в чём заключается идея единства Церкви, о которой он так мечтал, к которой призывал – это единство в молитве, в общении, в возможности вместе стоять вокруг одного Престола. Это – единство в разнообразии. И это увидела и Украина, и мир во время его визита.

Во многих контекстах Папа Иоанн Павел II называл Украину лабораторией. Говоря с представителями католического епископата двух обрядов, он говорил об Украине как лаборатории веры, лаборатории Церкви. На встрече со Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций мы услышали выражение – «лаборатория экуменизма». На встрече с молодёжью Папа говорил, что молодые люди призваны Церковью искать христианские ответы на вызовы, которые ставит перед христианами новое время. И снова прозвучало слово – «лаборатория веры». То есть Украина как какое-то очень особенное сообщество, особый народ, где много чего, возможно, происходит впервые, где могут быть разработаны такие ответы на вопросы современности, которые послужат всему миру. Поскольку в лаборатории, очевидно, делаются открытия, появляются какие-то новые, не известные ранее вещи, что могут послужить цивилизационному движению вперёд. Что-то подобное Папа видел в потенциале, в истории, но также и в будущности Украины.

 

«Украина любит Папу»

– Удалось ли вам тогда общаться с Папой Иоанном II лично? Возможно, есть какие-то детали, впечатления, которыми вы могли бы поделиться...

– Я тогда был вице-ректором Львовской духовной семинарии, преподавателем богословия, и был за кулисами этого визита, если так можно сказать. Но имел возможность подойти к Святейшему Отцу 27 июня, на торжественной Литургии на ипподроме во Львове. Там было полтора миллиона человек, и я был одним из тех, кто помогал в организации этого богослужения. Моим долгом было подготавливать людей к приезду Папы. Помню, как тогда эти полтора миллиона человек в один голос пели – «Украина любит Папу». Помню также комментарий одного российского издания об этой моей акции: «Псевдомонах без бороды, в рясе с широкими рукавами, загипнотизировал полтора миллиона человек и заставил их кричать «Украина любит Папу» (смеётся). На самом деле это был полуторамиллионный голос радости любящих и благодарных сердец.

Когда Святейший Отец подошёл к престолу, мы имели возможность с ним пообщаться, и потом, по окончании литургии, могли подойти к нему, получить благословение, маленькие памятные сувениры...

Он уже тогда был очень немощным, но и сильным духом, мог действовать спонтанно. Например, во Львове, во время встречи с молодёжью, начался дождь, и довольно сильный. И Папа в определённый момент отложил свою речь и начал петь польскую песенку о дожде – «Дождик, дождик, не иди, потому что тебя здесь не надо! Иди на леса, горы и возвращайся на небо». Солнце сверкнуло, дождь закончился, и Папа говорит – «Да, дождь идёт, дети растут...» Помню эйфорию молодёжи, просто очарованной таким спонтанным жестом Папы.

Да, он умел содействовать с огромным количеством людей. Иногда мы могли наблюдать, как он измучен, действительно немощный. Но как только он видел перед собой большое количество людей и начинал с ними говорить, он преображался на глазах – силы откуда-то к нему возвращались, и он мог реально держать внимание такого большого количества людей и обращаться к ним глубоким Божьим словом. Надо сказать, он всегда и везде говорил на украинском языке. Просто представьте: в его возрасте он специально учился читать тексты на украинском языке, потому что хотел сказать Украине на её родном языке.

– Был ли он доволен этим визитом, насколько оправдались его надежды?

– Он был очень впечатлён визитом. Во-первых, он был поражён увиденным, этими встречами, количеством людей, пришедших его встречать, которые стояли и в Киеве, и во Львове на улицах по периметру его передвижения и искренне приветствовали Папу.

Но была одна вещь, которая действительно поразила его в самое сердце. На ипподроме, после сильных дождей образовалась грязь по колено. И Папа видел, как полтора миллиона человек стояли не на чистой площади, как в Ватикане, а по колено в грязи. Но молились с такой силой, что он был просто восхищён народом. Я помню это, потому что мои родители были на той Литургии, и как они из того месива выходили. Но все были настолько счастливы...

И Папа, вернувшись в Рим, в воскресной молитве «Ангелус» поделился с людьми своим впечатлением. Эта молитва, как правило, проводится из окна Папского дворца, а люди, которые молятся, стоят на площади – просторной, красивой, вымощенной. И Папа им сказал: «Вот, вы стоите на хорошей чистой площади, а со мной в Украине молились полтора миллиона людей, стоя по колено в грязи, но этого даже не замечали...». Да, сила молитвы, которая их собрала, была настолько велика, что все эти неудобства отошли на задний план.

 

Благодаря визиту Папы Украина подтверждала свою независимость и субъектность

– Какими были результаты этого визита для Украины – для Церкви, в частности, для общества и государства в целом?

– Надо вспомнить, что Украинское государство в первой половине 2001 года находилось в очень деликатных обстоятельствах. Это был второй срок президентства Леонида Кучмы: исчезновение Георгия Гонгадзе, «кассетный» скандал, начало движения «Украина без Кучмы», скандал, связанный с продажей оружия – «кольчуг»... То есть Украина определёнными действиями со стороны России снова загонялась под её протекторат. А Папа приехал и подтвердил независимость и суверенитет Украины как свободного демократического государства! Более того, он призвал украинскую молодёжь строить настоящее независимое Украинское государство.

Приехав в Украину, Папа называл себя паломником, то есть подчёркивал, что этот визит не имеет политического подтекста – он хотел выразить своё уважение к христианам Украины различных конфессий, к нашей истории, нашей культуре. Но, с другой стороны, он чётко и ясно очертил границы нашей страны, он приветствовал украинцев, цитирую – «от Симферополя и Одессы до Харькова, от Донецка до Львова». Я бы сегодня сказал, что Папа публично признал неприкосновенность границ Украинского государства. Он тогда очертил те границы, за которые мы сегодня боремся ценой крови наших солдат.

Тогда, опять же, всё мировое сообщество обратило внимание на Украину. Благодаря визиту Святейшего отца Украина приобретала субъектность. Думаю, даже на этом уровне – уровне уважения к государственности Украины, её желания строить своё будущее как европейского независимого государства, это было озвучено и утверждено Святым папой Иоанном Павлом II. Можно сказать, Папа признал и по-новому преподнёс Украину не как члена СНГ, а как субъект международного права.

 

 

Иоанн Павел II: «Украина будет такой, какой вы её построите»

– Прошло 20 лет со времени визита Папы, а мы до сих пор вспоминаем это событие как уникальное в истории нашего государства...

– Думаю, первый официальный визит Вселенского Архиерея всегда будет историческим. А слова, которые Папа сказал и государственным деятелям Украины, и деятелям культуры и науки, и религиозным деятелям, и украинской молодёжи, навсегда останутся как некий указатель, как нам развивать демократическое общество и укреплять своё государство.

Хотел бы напомнить несколько акцентов со встреч с политическими, общественными и культурными деятелями и представителями бизнеса. Он чётко тогда сформулировал три принципа подлинной демократии. Первый принцип – признание высших ценностей. Как католик, он говорил о божественных истинах, о Божьей власти. Потому что, если человек не имеет ничего святого в душе, он дезориентирован. Вторая основа – уважение к достоинству человеческой личности, ибо без уважения к человеку нет демократии. А третья – что власть должна быть служением всем, начиная с самых слабых и наиболее нуждающихся.

Когда он обращался к бизнесменам, он говорил: заботьтесь не о прибыли, а о человеке. Представьте: когда зарождалась олигархическая система и каждый заботился только о своих интересах, об обогащении как можно быстрее и с наименьшей ответственностью, Папа видел эту нравственную болезнь и очень чётко об этом сказал.

Когда мы говорим о разных искривлениях воображения тогдашних политиков о том, что значит политическая власть, Папа говорит: власть – это служение. Говорит: прошу вас заботиться не об узкокорпоративных и личных интересах. Он напомнил фразу Владимира Мономаха из его «Поучения детям». Эти слова по-особенному прозвучали в контексте политических событий того времени: не дайте сильным погубить человека. Как по мне, это были очень точные слова.

А когда он обращался к молодёжи, сказал так: настоящая свобода требовательна, даже более требовательна, чем неволя, и связана с ответственностью. То есть быть свободным не так легко и просто, это значит брать на себя ответственность. И указал дорогу к свободе – как учиться становиться свободными. И напомнил 10 заповедей Божиих. Сказал, что это и есть тот компас, по которому нужно двигаться. И ещё одна фраза тогда прозвучала, как по мне – пророческая: «Украина будет такой, какой вы её построите».

Уже в начале 2000-х многие украинцы выезжали, начиналась новая массовая волна миграции. А Папа Иоанн Павел II призывал молодых украинцев оставаться дома, потому что «нет на свете второй Украины, нет второго Днепра». Говорил им словам Шевченко, говорил – Украина в вас нуждается, не убегайте от ответственности, потому что вы те, кто может и должен свою страну изменить. Затем некоторые эксперты говорили, что эти слова Папы были, в некотором роде, пророческими, а с другой – народотворческими. То есть эти слова были о том, что субъектом преобразований в государстве, промоутером изменений должны быть не какие-то политические или государственные институции, а молодёжь, которая может и должна построить ту страну, в которой бы хотели жить и рожать детей.

Визит Папы и его слова о настоящей свободе, о том, что Украина является европейским государством, с европейской историей и культурой, были определёнными предвестниками событий Оранжевой революции, а затем и Революции Достоинства. И те принципы, которые он провозгласил, были услышаны.

 

 

 

«Самое важное, что вы должны вынести из семинарии – это всеосвящающую благодать Святого Духа», – Глава УГКЦ – семинаристам

Понедельник, 21 июня 2021, 18:03

 

В понедельник Святого Духа Блаженнейший Святослав, Отец и Глава УГКЦ, совершил Архиерейскую Божественную Литургию в Киевской Трёхсвятительской духовной семинарии. Предстоятель благословил подрясники для семинаристов I курса, рукоположил двух диаконов и вручил дипломы о завершении обучения выпускникам семинарии.

 

«Сегодня Христова Церковь отмечает праздник Святой Живоначальной единосущной Пресвятой Троицы. Но мы сегодня особенно пытаемся вглядываться духовными глазами в фигуру Святого Духа», – сказал Блаженнейший Святослав в проповеди, пригласив верующих поразмышлять о роли и месте Святого Духа в жизни Церкви и в личной духовной жизни человека.

Глава Церкви подчеркнул, что человек познаётся в поступках и действиях, в которых обнаруживается присутствие или неприсутствие Святого Духа в его сердце и жизни. «Дух Святой является частью нашего существа. Мы можем быть полностью людьми, полностью собой только тогда, когда Дух Божий будет покоиться в нас. Он является тем, кто освобождает нас от греха, очищает наши немощи, даёт нам веру, надежду и учит любить, потому что сам является Духом Божьей любви», – пояснил Предстоятель.

Блаженнейший Святослав отметил одну очень важную черту Святого Духа – Его освящение.

Глава Церкви напомнил слова святого Василия Великого об освящаемом Святом Духе, который даёт человеку способность постичь высокий идеал Божьих заповедей. Святой Василий говорит, что Дух Святой есть Дух воплощения, Он даёт возможность воплотить в жизни конкретного человека то слово Божие, которое мы слышим в Святом Евангелии. Освящение – это способность и сила, которая исходит не от человека, ибо человеческой силы бывает мало. Это Божья сила, благодать, подаваемая Духом Святым, чтобы стремиться к высокому и быть способным его понять.

«В понедельник Святого Духа, – отметил Блаженнейший Святослав, – нам нужно открыть этот великий дар Святого Духа в нас. Потому что с момента, когда мы получили этот дар, жизнь приобретает совершенно иное значение: мы живём не так, как те, что ещё не имеют и у Бога просят, а как те, что получили и должны быть верными полученному дару. Должны жить согласно тому призванию, которое получили: не имеем права ни закопать, ни потерять этот дар, а развивать его и сделать плодотворным и видимым в своей духовной, общественной и церковной жизни. Сегодня этот всеосвящающий Дух, который сходит на каждого из нас, который даёт нам новую энергию, новую силу, даже тогда, когда мы чувствуем свою собственную немощь... Сила освящения, которая нам представляется, аналогична новому виду движения, получаемому человеком от Божественного Святого Духа».

В понедельник Святого Духа в Киевской Трёхсвятительской семинарии – особый праздник: завершение учебного года и ещё один выпуск будущих священников.

«Этот праздник мы можем назвать достижением определённой цели. Мы сегодня благодарим Господа Бога за завершение одного из самых тяжёлых учебных академических лет в жизни нашей семинарии. Этот ковидний год поставил нас перед новыми вызовами, которых мы никогда раньше не переживали», – сказал Блаженнейший Святослав и заметил, что, несмотря на все трудности, не придётся «бояться священников, которые учились только онлайн».

«Чтобы достичь поставленной цели, воспитать всесторонне развитого человека Божия, священника, мы здесь, в этом храме, особым образом пережили освятительную силу благодати Святого Духа. И можем сегодня наслаждаться новыми выпускниками нашей семинарии, за которых я не буду бояться, которых я знаю, которым доверяю. Этим молодым ребятам мы сможем поручить огромное и сложное дело – спасение человеческой души в посткоронавирусном мире», – отметил Блаженнейший Святослав.

Глава Церкви подчеркнул, что, кроме дипломов одного из самых лучших в Европе учебных богословских заведений – Украинского католического университета, выпускники семинарии получили бесценный дар и освящение Святым Духом.

«Здесь, в этой семинарии, ваша Церковь-мать дала вам благодать Святого Духа, который является источником всякого богословия, всякой истинной духовной жизни, знания и мудрости. Накануне своих страстей Иисус Христос, обещая Утешителя своим апостолам, сказал: "Когда Он придёт, то вам напомнит". Вы многому здесь научились и уже забыли. Но выйдя в свет, прибыв в те маленькие приходы, что у нас есть в Центральной, Южной и Восточной Украине, когда столкнётесь с невозможным для человека трудом, то Святой Дух напомнит вам всё, потому что будет учить вас из нутра вашего сердца. И с вами произойдёт то, о чём говорил Христос своим апостолам: вас поведут на суды, перед правителями мира сего, но не бойтесь, не думайте заранее, о чём должны говорить, потому что в тот момент Дух Святой даст вам то, что скажете; и вашему слову, вашей мудрости никто не сможет противостоять», – сказал Блаженнейший Святослав.

По мнению Главы Церкви, самое большое, что семинаристы должны вынести из семинарии, – это всеосвящающая благодать Святого Духа.

Во время Литургии Блаженнейший Святослав рукоположил в диаконы Игоря Котенко (VI курс) и Марка Коберинка (V курс) и поблагодарил родителей новых диаконов, как и родителей всех семинаристов, за то что воспитали их, научили верить в Бога, а затем отдали Церкви на служение. «Это один из важнейших способов, как строить будущее нашего народа, нашей Украины», – отметил он.

Блаженнейший Святослав поблагодарил также ректорат семинарии, духовников, сестёр монахинь, а также жертвователей, которые своей молитвой и пожертвованиями поддерживают Киевскую Трёхсвятительскую духовную семинарию.

В конце Глава УГКЦ поздравил всех прихожан семинарской церкви Пресвятой Троицы с храмовым праздником.

 

Департамент информации УГКЦ

Фото: Александр Савранский


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...