Проповедь Блаженнейшего Святослава в Крестопоклонное воскресение во время Литургии в соборе Воскресения Христова

среды, 25 марта 2020, 14:06
Поздравляю вас с этим воскресным днём, когда все христиане переживают особое ощущение, предвкушение пасхальной радости. Но в это воскресенье, когда весь мир остановился, позвольте мне поздравить всех тех, кто объединяется сейчас с нами в молитве с помощью «Живого ТВ». Позвольте поблагодарить всех, которые сегодня решили остаться дома...

Проповедь Блаженнейшего Святослава,

Отца и главы Украинской Греко-Католической Церкви,

в Крестопоклонное воскресение во время Литургии

в соборе Воскресения Христова

 

Преосвященные владыки,

всечестные отцы,

дорогие во Христе братья и сёстры,

Слава Иисусу Христу!

Поздравляю вас с этим воскресным днём, когда все христиане переживают особое ощущение, предвкушение пасхальной радости. Но в это воскресенье, когда весь мир остановился, позвольте мне поздравить всех тех, которые объединяются сейчас с нами в молитве с помощью «Живого ТВ».

Позвольте поблагодарить всех тех, кто сегодня решил остаться дома. Возможно, это странно звучит, потому что обычно отцу хочется, чтобы все дети пришли к нему домой. Нам так хочется, чтобы наш Собор был всегда полон, но сегодня я благодарю всех за проявление гражданского и христианского сознания. За то, что вы в это воскресенье остались дома и заботитесь о жизни и здоровье своём и своих близких. Сегодня наш Собор пуст, но, по словам апостола Павла, все вы, кто сейчас отсутствует телом, присутствуете духом. Я сейчас чувствую присутствие сотен тысяч людей, которые в данный час дома, в разных уголках земного шара празднуют святой день и молятся в эту минуту вместе с нами. Выполняют эту заповедь Божию – быть с Богом в Его воскресенье. Пусть Дух Святой, который учит нас молиться в чрезвычайных обстоятельствах и быть вместе, несмотря на то, что физически должны быть удалены друг от друга. Пусть Он научит нас, как нам правильно жить в это непростое для человечества время.

Сегодняшнее воскресенье называется Крестопоклым. Мы ныне возносим и ставим перед глазами каждого человека, каждого христианина нашего Распятого и Умершего Спасителя. Сегодня исполняются слова пророка: «Будут смотреть на того, кого пронзили». Речь идёт об умершем теле нашего распятого Бога, из проколотого бока которого льётся кровь и вода. Вода Крещения и кровь Пресвятого Таинства Евхаристии.

Сегодняшнее воскресенье – это созерцание Распятого. Оно отмечает половину нашего великопостного пути. Мы находимся в центре Великого поста, того времени, который является путешествием к Пасхе.

Но что мы сегодня должны пережить, чему научиться? Почему мы сегодня поклоняемся Распятому, видим нашего умершего на кресте Спасителя?

Ища ответ на этот вопрос, давайте углубимся в историю путешествия народа Израиля к обетованной земле через пустыню.

Всякое путешествие, особенно когда не хватает чисто человеческой уверенности, является непонятным и тяжёлым. И говорит нам Священное писание, что люди в определённый момент стали роптать на Бога и на Моисея. Сетовать на трудности, на те драконовские обстоятельства, в которые завёл их Бог. И для того, чтобы человек опомнился, чтобы показать ему, что не единым хлебом он живёт, а жизнь его находится в руках Божьих, Господь Бог допустил определённый опыт боли, страдания и смерти в пустыне. Этот опыт известен, как опыт так называемых медных ужей, пустынных змей, которые начали жалить людей и люди массово умирали в пустыне. Тогда среди этого нашествия ядовитых змей Моисей получил приказ сделать один жест. Бог ему говорит: «Возьми и поднеси к глазам народа Израиля медного ужа. Подними его перед их глазами». И каждый, кто смотрел на змею, которая его кусала, кто смотрел на этот образ, не умирал, даже если был укушен.

Что означал этот жест в пустыне? Бог поставил перед глазами человека его собственный грех, его собственную борьбу против себя самого. Господь Бог помог понять тем путешествующим людям, что источник их смерти не карающий Бог, который хочет смерти грешника. А источником смерти становится зло, которое человек носит в своём сердце. Иными словами, Моисей как бы поставил зеркало перед глазами человека. Вглядываясь в медного змея, человек видел собственный грех. И если раскрыть этот грех, извлечь наружу, то зло теряет силу. Яд перестаёт убивать, а человек, который признаёт и выводит на свет свои злые поступки, может остаться жив.

Но этот медный уж был только прообразом крестного распятия и смерти на кресте нашего Спасителя. Потому что Бог наш захотел явить человеку тайну о Себе, раскрыв до конца человеку тайну о нём самом. Бог захотел, чтобы с Ним произошло всё то, что происходит с человеком, а с человеком произошло всё, что произойдёт с Ним в Пасхальном Таинстве страдания, смерти и воскрешения.

Бог захотел страдать и умереть на кресте, чтобы поставить перед глазами человека его собственный грех, показать ему конец его собственной жизни. Через раскрытие тайны смерти человека Бог являет таинство своей любви к нему. Показывает, что любовь Божья к человеку сильнее человеческой смерти.

Поэтому кого мы видим сегодня на кресте? Мы видим Того, кто взял на себя человеческий грех, ко кресту распял его и уничтожил, вошёл в человеческую смерть, чтобы воскреснуть. Мы видим Христа, который захотел быть смертным, как каждый из нас, для того чтобы смерть уничтожить. Для того чтобы забрать у человека страх перед этой смертью и дать ему понять, что он создан для жизни, а смерть – это лишь часть, опыт его жизни. Смерть каждый из нас должен лично пережить.

Созерцая Того, кто вошёл в человеческую смерть и её уничтожил, мы имеем доступ к источнику жизни, который вытекает из бока нашего Распятого Спасителя. Смотря на Распятого Христа, мы видим распятого человека всех времён и народов, который в Боге получает надежду на жизнь даже тогда, когда умирает.

«Кто хочет идти за Мною, пусть отречётся от себя, возьмёт на себя свой крест и следует за Мною». Эти слова, которые мы слышим в сегодняшнем Евангелии, не что иное как правила христианской жизни. Следовать за Христом – означает быть христианином. И сегодня, в момент общечеловеческой боли, мы видим, как десятки тысяч людей умирают от злотворного вируса, спросим себя, как нам сейчас быть христианами во время крупнейшей в современной истории пандемии?

Думаю, что Распятый Христос даёт нам сегодня ответ.

Взять на себя свой крест – значит дать надлежащий адекватный ответ тем трагедия и вызовам, которые переживает сейчас мир. Что это означает в нашем случае? Думаю, прежде всего, «взять на себя свой крест» – означает принять эти обстоятельства, но пережить их по-христиански.

Возможно, взять на себя свой крест – значит помочь людям старшего возраста не выходить из дома. Если вы сегодня идёте покупать себе продукты, лекарства, поинтересуйтесь, возможно, ваш сосед или соседка – одинокий человек старшего возраста, и нет никого, кроме вас, чтобы помочь им остаться дома, когда что-то нужно. В таких обстоятельствах взять на себя свой крест – означает сегодня для христиан постучать к одинокому пожилоу человеку, потому что покупая ему хлеб, вы спасаете ему жизнь.

Возможно, сегодня взять свой крест и следовать за Христом – означает в обстоятельствах, когда общественный транспорт не ездит, помочь медикам утром добраться до работы. Так помогите всем тем, кто сегодня обеспечивает жизнедеятельность общества, иметь возможность выполнить свой профессиональный долг. Любите Бога и ближнего своими ежедневными поступками, и даже в таких непривычных для нас обстоятельствах.

 

«Ибо какая польза человеку, если он весь мир приобретёт, а душу свою погубит?!»

Я сегодня обращаюсь к нашей власти различных уровней. У вас сегодня трудное время. Вы должны принимать непростые, порой непопулярные решения, создаёте кризисные штабы, чтобы быстро реагировать на новые вызовы, знайте, что наша Церковь вместе с вами. Но в то же время призываю вас: объявите политический карантин в Украине. Не принимайте в момент такой боли и страдания людей тех решений, которые требуют всенародного обсуждения и публичной дискуссии. Не принимайте таких решений, которые могут создать социальную напряжённость в обстоятельствах, когда граждане имеют ограниченные возможности выражать свою гражданскую позицию. А ещё больше – не поддавайтесь соблазну с помощью карантинных мероприятий осуществлять преследование или репрессии в отношении своих политических оппонентов. Давайте перед лицом смертельной опасности оставим всё то, что нас разъединяет. Объединимся в служении нашим людям.

 

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет её ради меня, тот её спасёт».

Этими словами хочу обратиться к нашим медикам. Я вчера увидел одну фотографию медицинского работника с ранами на лбу и на лице от ношения защитной маски и средств защиты. Уважаемые работники здравоохранения, вы сегодня – на передовой. Вы сегодня отдаёте даже своё здоровье и жизнь, чтобы спасти здоровье и жизнь больных людей. Ваша Церковь – вместе с вами. Мы молимся за вас. Но сегодня хочу сказать ещё больше. Мы сделаем всё, чтобы не наступила минута, когда вы, врачи, будете решать, какой человек будет жить, а который будет умирать, потому что у вас не будет средств, чтобы спасти каждого, кто нуждается.

Как во времена Майдана все греко-католические храмы, монастыри открылись и превратились в больницы, подпольные госпитали… Если потребуется, всё церковное духовное пространство станет госпиталями, где мы будем вместе с вами спасать человеческие жизни. Только вы научите нас, как это делать. Мы умеем быстро и хорошо учиться, чтобы вместе с вами спасать жизнь умирающего человека.

 

«Какая польза человеку, если он мир получит, а душе своей навредит». Что может человек дать за собственную душу?

Сегодня хочу обратиться к состоятельным людям, людям большого, среднего и малого бизнеса. Наверное, вы сегодня не можете спать, потому что мировая экономика входит в период рецессии. Падают биржи, обесцениваются деньги... Я сегодня призываю вас вложить ваши деньги в лучшую инвестицию – спасение и защиту человеческой жизни. Если сегодня вы почувствуете социальную ответственность бизнеса, то будьте уверены, свои проценты вы получите. Проценты, которые не даст ни один банк и ни одна акция. Проценты, которые дадут вам надежду на жизнь вечную и останутся в ваших руках даже после вашей смерти.

Я сегодня хочу обратиться ко всем людям доброй воли, верующим и неверующим, в это воскресенье давайте вместе выйдем на Голгофу, посмотрим на Того, кого проколол человеческий грех, на Того, кто умер, чтобы дать нам жизнь. И там, на Голгофе, мы найдём источник нашей надежды. Потому что Распятый Христос нам сегодня говорит: «Дорогие, ничего ещё не закончилось, это только начало. Ибо смерть – это не конец, а дорога к жизни».

Там мы увидим Честный и животворящий Крест Господень как новозаветное дерево жизни, которое сегодня расцветает перед нашими глазами, и вместе споём: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твоё, к которому стремимся, славим. Аминь».

 

† СВЯТОСЛАВ

Патриарший собор Воскресения Христова, 22 марта 2020 года Божьего

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...