«Постоянно чувствую невидимое присутствие Христа, которое меня сопровождает до сих пор», – владыка Богдан Дзюрах в «Открытой Церкви»

среды, 19 мая 2021, 11:24
В мае в Украинской Греко-Католической Церкви служат особое богослужение – молебен к Пресвятой Богородице, или маёвки. О чествовании Пресвятой Богородицы в традиции Церкви, о собственных переживаниях, связанных с Божьей Матерью, в программе «Живая Церковь» рассказал владыка Богдан Дзюрах, ныне апостольский экзарх для украинских греко-католиков, проживающих в Германии и странах Скандинавии. Владыка относится к Ордену Святейшего Искупителя (редемптористам), имеющих особую миссию к Божьей Матери.

«Для нас, учеников Христа, Пресвятая Дева Мария – неотъемлема от нашего христианского бытия, это то лучшее, что Бог избрал в человеческом роде, это Непорочная Пречистая Дева, – говорит владыка. – В решающий момент спасения, на Голгофе, Сын Божий смотрит на своего любимого ученика, Иоанна Богослова, и в этот момент передаёт свою Матерь под его опеку, а Иоанна поручает небесной опеке своей земной Матери. Традиция Церкви видит в Иоанее Богослове каждого христианина, и Пресвятая Богородица с тех пор стала небесной Матерью для каждого ученика Христова».

Владыка Богдан вспоминает детство и воспитание в родительском доме во времена подпольной Церкви и преследования верующих. И самые яркие из событий, которые повлияли на его жизнь, связаны именно с Пресвятой Богородицей. В частности, частые паломничества к месту отпущения, в нескольких километрах от его родного села Горское (Львовская область), где в саду был источник и часовня – там, по преданию, когда-то было явления Богородицы.

«Это было местом паломничества для верующих из окрестных сёл. И мы с мамой после обедни часто ходили ещё и туда. Там собирались и подпольные греко-католики, потому что они не могли собираться в храмах легально. То есть в те времена, в 1970-е годы, это было место неформальных собраний греко-католиков, где лелеялась Марийская набожность», – говорит епископ.

Владыка Богдан вспоминает, как уже на его памяти ту часовню несколько раз разрушали – очевидно, по инициативе местной советской власти и её прислужников. Но люди снова восстанавливали ее как место, где они молились Деве Марии, и эта молитва, и паломничество не прекращались, несмотря ни на что.

Владыка Богдан вспоминает священников того времени, что служили в Горском, и те драматические времена, когда люди старались по возможности быть верными своей вере и Церкви.

«В нашем приходе был греко-католический священник, который имел мучительный трагический опыт участия в Львовском псевдособоре 1946 года. Но, предполагаю, что он тайно вернулся в лоно УГКЦ и так служил. Это проявлялось в том, что и он, и его преемник, отец Иосиф, старались поддерживать греко-католические практики, даже когда этого нельзя было делать открыто – в частности, служили молебен Богородицы».

Владыка Богдан рассказывает, что важные поворотные моменты, которые повлияли на его жизнь, были связаны именно с Пресвятой Богородицей. Так, ещё в школе ему каким-то образом попала в руки рукопись о Фатимском явлении Богородицы в 1915–1917 годах.

«Можете себе представить моё восприятие – ребенка, ходившего в советскую школу, рассказы о молитве к Богородице за обращение России, иначе и обман распространится по всему миру, будет война, смерть и страшные гонения... Те послания, связанные с Фатимским явлением, ошеломили моё детское сознание, но в то же время пробудили чувство истины, что стояла за этим откровением. И это дало мне силы идти против течения. Это не было легко, но я чувствовал, что Божья сила, Его невидимая рука меня проводила. Могу сказать, как и папа Иоанн Павел II в 1981 году, что это была рука Богородицы».

«Когда вернулся из армии и думал о своей жизни, молился на чётках, и эта молитва, наверное, была решающей и как будто ускорила определённые события в моей духовной жизни... Мои чётки увидел один священник и спросил, знаю ли я, что это такое на самом деле, и понимаю ли, что это не украшение? Я сказал, что, конечно, понимаю и знаю. И тогда он сказал, что отправит меня в семинарию. Так началось моё приключение, моё подражание Иисусу Христу, моу призвание преобрело выразительный смысл. И, можно сказать, что с тех пор я постоянно чувствую то деликатное присутствие Богородицы, что меня сопровождает до сих пор».

Кстати, отцы редемптористы как монашеский орден, по поручению папы Пия IX, являются опекунами иконы Матери Божьей Неустанной Помощи.

«Это икона, которую редемптористы получили от папы как дар и поручение 150 лет назад, чтобы мы лелеяли уважение к Богородице, – объясняет владыка Богдан. – Но это не только традиция: мы понимаем, что Богородица – в самом сердце истории спасения. Поэтому, когда проводим людей к Богу, делаем это посредством и покровительством Пресвятой Богородицы, ведущей нас к Богу, указывающей на Него. Другой Её титул – Одигитрия, Богородица, указывающая путь. На земных дорогах можно так легко потеряться, сойти с пути. Но когда видим Богородицу, слушаем Её науку, наверное, не заблудимся и счастливо осуществим наше земное путешествие».

Папа Пий IX отдал икону под опеку отцам редемптористам, что имели церковь неподалёку от места, где была когда-то церковь Святого Матфея. С тех пор всё больше распространяется честь иконы Матери Божьей Неустанной Помощи в мире, а сама Богородица вознаграждает людей многочисленными чудесами. И что ещё интересно: не только сама римская икона имеет такую ​​чудесную силу, но и её копии – везде, где они есть.

 

Департамент информации УГКЦ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...