Отец Андрей Зелинский о присутствии капеллана на фронте: «Священник становится "храмом" и свидетелем надежды для воинов»

вторник, 10 мая 2022, 22:25
Отец Андрей Зелинский служит в военном капелланстве уже более 15 лет, а в 2014 году стал официально первым капелланом в зоне АТО. Вместе с военнослужащими священник участвовал в горячих боях на линиях фронта на Донбассе, под Донецким аэропортом, служил морпехам в Мариуполе, которые сегодня защищают город. А теперь отец Андрей выполняет миссию поиска новых призваний к капелланскому служению. Мы пообщались о присутствии священника на боевом фронте, о воспитании новых поколений капелланов, как духовность меняет военных и при каких условиях завершится эта война.

– Отец Андрей, как выглядит капелланское служение священника сегодня? Ведь по новому закону капеллан становится военнослужащим…

– Если раньше капеллан добровольно вызывался помогать военным в условиях боевых действий, то сегодня он должен пройти профессиональную подготовку в службе с военными на фронте. Военный капеллан – это военнослужащий на должностях офицерского состава. Он не приобщается к нарядам и торжественным маршам, но должен овладеть военной культурой. Военное капелланство – это профессия, которая уже официально существует в Украине. Капеллан всё же остаётся человеком Церкви, хотя служит на фронте с военными. Поэтому должен быть компетентным в общении с разными людьми.

– Почему так важно, чтобы священник был на фронте с военными?

– Военный капеллан должен удовлетворить духовно-религиозные потребности служащих, и обеспечить пастырское служение в условиях войны, которая по ту сторону привычной жизни. Ведь на войне человек становится дезориентированным, и тогда необходимо, чтобы был кто-то, кто может каждый раз напоминать о нашей человечности, о призвании военного как защитника своей страны. Капеллан становится опорой для военных и помогает не потерять из поля зрения важнейшего нашего призвания – быть человеком.

– Как выглядит служение капеллана на линии фронта?

– Военный капеллан – это священнослужитель, который всегда должен быть рядом. Духовное искусство капелланства развивается в нескольких измерениях. Первое – быть хорошим собеседником. Человек, переживающий и проходящий через ужасы войны, боль утраты и разлуки, пребывает в нешуточном стрессе. Помочь сможет общение с доверенным человеком, который выслушает и сориентирует жизненную энергию в правильном направлении.

Второе – уметь интерпретировать жизненные события словами Священного Писания. Борьба за народ, страну требует готовности, слаженности и мотивации. Затем капеллан должен быть свидетелем надежды, показать, что дело военного не напрасно. Нужно напоминать, что надо оставаться человеком, даже когда на войне берёшь в руки оружие. События в Украине демонстрируют, что существуют нецивилизованные армии, как войска РФ, где военные прибегают к преступлениям против человечности, становятся заложниками политических амбиций, инструментом захватнической политики, нарушая права, свободы и достоинство человека. Люди, лишённые гуманности, становятся самым страшным оружием.

Третье – капеллан должен обеспечить среду для молитвы, учитывая условия и возможности передовой. В условиях опасности священник должен стать тем «храмом», где человек может помолиться. Когда в стрессовой ситуации трудно собрать мысли о духовных практиках, то капеллан лишь своей фигурой приглашает военных к молитве.

Четвёртое – уделение Святых Таинств. Конечно, в боевых условиях люди переосмысливают жизненные приоритеты, иногда познают Бога, а потому желают креститься. Святые Таинства, прежде всего Исповедь и Причастие, тоже учат нас жертвенной любви, которая свидетельствует, что победа неизбежна. Ведь Христос пережил боль, страдания и распятие на кресте, потому что любил. Именно эта любовь зажгла светлое утро воскресения. Потому что именно любовь к близким, своей земле, стране, свободе приближает к победе. И даже после темноты наступает рассвет.

– Однако среди военных в подразделении кто-то может быть другого вероисповедания или не верить в Бога вообще. Как же боевой фронт влияет на веру человека?

– Бытует мнение, что на войне нет атеистов. Но скажу, что это неправда. Мы живём в современном мире, где люди исповедуют различные мировоззрения и имеют индивидуальное видение на мир. Да, на передовой есть атеисты, я их встречал. Но на фронте точно нет людей, которые из-за войны не переосмыслили свою жизнь, увидев смерть собственными глазами. А религия – это не психологический механизм преодоления страха в условиях боевых действий. Это поиск истины, ценностных ориентиров и внутреннего преображения. Когда человек проходит войну, он становится зрелым. Поэтому капеллану надо скоординировать человека на правильный путь, чтобы он вернулся с поля боя не сломанным, а способным творить будущее.

– Если военный капеллан является военнослужащим, может ли он брать в руки оружие?

– Капеллан не использует оружия, ведь он некомбатант, то есть не имеет права принимать непосредственного участия в боевых действиях. Если возникает угроза жизни, то приходится защищаться любым способом. За капелланом закреплён военнослужащий, который может защитить его в условиях опасности.

– Как быть капеллану, которому при исповеди признаются в военном преступлении или в государственной измене?

– Тайна Исповеди гарантирует неразглашение любой полученной информации. Ни словом, ни жестом нельзя выдать то, что было произнесено во время исповеди. Однако прощение за грехи можно получить в случае, если человек искренне сожалеет о содеянном и обещает изменить поведение. Священник же не разглашает разговоры во время исповеди. Другое дело, если священник узнал о содеянном за пределами исповеди.

– Вы прошли много горячих точек вместе с военными. Что вам удалось пережить?

– За время пребывания на войне я видел немало. Пережил потери друзей, собратьев, многих пришлось хоронить. Периодически испытывал истощение от увиденного. О капелланах тоже нужно беспокоиться. Необходимо создать условия для священников, чтобы они почувствовали призвание к такому служению. Сегодня Церковь заботится о военных капелланах и организует встречи для восстановления духовной составляющей священников. Мы переживаем уже восьмой год войны России против Украины и последние два месяца полномасштабного вторжения. Эта война может продолжаться ещё долго, а нам не избежать соседства с агрессором. Нужно быть готовым к разным фронтам. Наша задача – заботиться о духовной сотавляющей и человечности на военной службе.

– Помните ситуации, когда вашей жизни угрожала опасность?

– За три года в окопах было по меньшей мере пять случаев, когда меня уже могло не быть живым. Когда идут длительные обстрелы, ты ищешь, за что бы ухватиться. Так срабатывает механизм самозащиты, когда чувствуешь свою уязвимость и незащищённость. Но надо оставаться сознательным и преданным представителем Церкви даже в условиях войны. Хотя нашего противника – Россию – ничто не останавливает.

– Как можно закончить войну и насколько реально завершить её перемирием?

– Сегодняшняя война – одна из самых абсурдных войн современности. Она спровоцирована Россией без всяких реальных причин. И больше всего тревожит не позиция российской власти, а обычных людей, которые поддерживают войну. Общество РФ необходимо лечить, ведь российская пропаганда провоцирует ненависть к Украине путём лжи. Важно знать, мир – не просто баланс интересов и компромиссов, здесь невозможно закрыть глаза на реальность. В системе власти и общества России необходимы изменения. Это случится, когда ВСУ и мировое общество создадут такие условия, при которых Россия будет вынуждена изменить своё отношение. Она должна признать право на существование Украины как суверенного государства со свободным украинским народом. Войны завершаются лишь достижением справедливости. Иначе, могут продолжаться в скрытой форме. Если страна-агрессор не готова к таким условиям, то война может ещё очень долго продолжаться.

Отец Андрей Зелинский – военный капеллан, политолог, автор книг, советник Главы УГКЦ, заместитель руководителя Департамента военного капелланства Патриаршей курии УГКЦ, преподаватель Украинского католического университета.

 

Наталья Стареправо,

студентка Школы журналистики и коммуникаций УКУ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...