«Очень важно на войне оставаться человеком», – военный капеллан о. Андрей Зелинский
пятница, 29 апреля 2022, 12:44 Недавно Департамент военного капелланства Патриаршей курии Украинской Греко-Католической Церкви подготовил, а издательство «Свичадо» напечатало краткий сборник основ христианского учения о нравственных аспектах военной службы в условиях войны — «Катехизис христианского воина».Корреспондент АрміяInform встретился с одним из авторов этого сборника – заместителем руководителя Департамента военного капелланства Патриаршей курии УГКЦ военным капелланом Андреем Зелинским. В центре разговора — идея указанного издания и его наполнение.
Задача катехизиса – сформировать человека, который бы
соответствовал христианским добродетелям
– Во-первых, объясню, что такое катехизис, – отметил в начале беседы отец Андрей. – Это краткое изложение основных положений вероучения. Христианские церкви имеют собственные катехизисы, где в свете Евангелия и Церковного Предания объясняются те или иные аспекты человеческой жизни.
События войны, в частности чрезвычайно кровавая агрессия российского оккупанта, доказали, что нам очень важно быть другими и продемонстрировать, что мы другие. И это, кстати, задача и военного капеллана. По советской кальке капеллан рассматривался как некий пропагандист, продвигавший государственную идеологию. Такой формат остался и в России. В мире капелланы занимаются становлением личности воина, его моральной закалкой, его духом. Всё это вместе называется человечность.
И нам, капелланам, важно на войне сохранить в воине человека. Когда говорим о победе, о будущем – это по силам только человеку, который вооружён определёнными добродетелями, убеждениями, любовью к Родине. Задача катехизиса – сформировать человека, который бы соответствовал христианским добродетелям. Очень часто наши воины обращаются к священнику с вопросами, как действовать в той или иной ситуации, что можно, а что нет.
Есть много людей, для которых принципы христианской морали остаются основополагающими ориентирами. И мы, капелланы, не можем об этом не позаботиться. Одно дело – говорить общими абстрактными терминами о том, куда и как мы движемся. И совсем другое – позаботиться о понимании бойцом справедливой защиты, факта убийства на войне. Все эти вещи имеют свою христианскую интерпретацию.
Человек – разумный и этим подобен Богу
– То есть сборник содержит разъяснения всех этих понятий?
– Именно так. В это небольшое издание карманного формата входят тексты из официальных катехизисов, то есть это официальное учение Церкви. Наш сборник начинается с молитвы воина, а завершается молитвой за победу.
Среди понятий, которые мы предлагаем для понимания как солдату, так и генералу, на первом месте – человек. Мы даём краткий ответ на вопрос: кто такой человек в свете христианского учения. Человек – разумный и этим подобен Богу, он создан свободным и является властителем своих поступков. Когда мы так говорим, это накладывает на нас ответственность за то, что мы делаем во время военной службы.
В контексте этого у меня лично часто возникает вопрос: как человек в ХХІ веке способен на невероятную жестокость? Здесь я имею в виду всем известные преступления оккупанта в Буче, Ирпене, Гостомеле, Мариуполе и других городах. Жестокость ничем не оправдана и не обоснована. Мне как человеку это трудно понять и осознать. Но у меня как политолога есть своя интерпретация: это последствия 30-летнего авторитарного общества, где о свободе и достоинстве не упоминается и не поётся в песнях, не декламируется в стихах. В авторитарном обществе основным критерием успеха или продвижения по карьерной лестнице остаётся быть верным властям и выполнить их приказ любым способом. Об ощущении свободы и ответственности там речь вообще не идёт.
Мы другие. И нам же нужно всегда помнить, что человек существует, потому что Бог его создал из Любви и через Любовь постоянно оберегает его.
Для нас очень важное задание, чтобы человек после военной службы – а в нынешней ситуации после войны, – чувствовал себя сильнее, устойчивее, несокрушимей, для того чтобы строить будущее, творить государство.
– Отче, охарактеризуйте ещё несколько основных понятий, которым даётся разъяснение в сборнике.
– Мы в этой войне стремимся к победе. Но победа – это не только отброшенный враг на свою территорию. Победа – это в рамках собственных границ создать государство, которое будет защищать свободу и достоинство каждого гражданина. Поэтому в Катехизис мы внесли утверждение, что каждый народ стремится обеспечить свою идентичность через создание государства. А государство как политическое сообщество существует ради общего добра тогда, когда соответствующей деятельностью углубляет, конкретизирует и охраняет моральные ценности народа. Очень важно военнослужащему понимать, что он защищает общее добро, людей разных национальностей, которые населяют Украину.
Кратко говорится в сборнике и об обязанности граждан – сотрудничать с властью для добра общества в духе правды, справедливости, солидарности и свободы. Это такая духовная мобилизация: если я гражданин этой страны, я обязан приобщиться к защите общего добра. Уделено внимание и такому важнейшему понятию, как патриотизм – признак воина-христианина.
Отдельно выделено положение о военнослужащих – тех, кто посвящает себя служению Родине и служит безопасности и свободе народов. Мы уже упоминали с вами о жестокости оккупанта – убийстве детей, насиловании женщин, издевательствах над пожилыми людьми. Так вот, в нашем сборнике мы подчёркиваем, что сознательные действия, которые противоречат правам человека и их общим принципам, а также приказы, которые заставляют выполнять эти действия, являются преступлениями. Церковь утверждает, что слепое послушание не является достаточным для оправдания тех, которые выполняют приказ. Существует обязанность противостоять приказам о геноциде.
Это очень важно для нас в свете международного гуманитарного права. Это основы церковного учения, которые впоследствии стали международными. Мы демонстрируем представителям международных организаций, которые приезжают к нам: смотрите, чему мы учим наших воинов. Поищите это в российских наставлениях – и вы не найдёте.
Кто защищает свою жизнь, не виновен в убийстве
– Таким образом церковь участвует в воспитании нового поколения военнослужащих.
– И не только. Здесь прослеживается и новое качество вообще гражданского общества. Таким образом мы входим, интегрируемся в цивилизованный мир. Церковь учит, что законно – требовать уважения к своему собственному праву на жизнь. Важно: кто защищает свою жизнь, не виновен в убийстве, даже если он вынужден нанести своему противнику смертельный удар. Объясню. В свете христианского учения, Бог дал мне жизнь, это Его воля. То есть, защищая свою жизнь, защищаю Его волю и, защищая чужую жизнь, тоже защищаю Божью волю. Я живу – я имею право на жизнь. Если же для самозащиты кто-то прибегает к большему насилию, чем необходимо, его действия противозаконны.
Отсутствие человечности у русских их и погубит. Нельзя сформировать человеческое общество на нечеловеческих принципах. Человека, в полном понимании этого слова, в России не существует. Есть лишь территория, на которой живёт население.
В сборник, который постепенно поступит во все воинские части, вошло разъяснение и таких понятий, как грех, законная защита, война, мир, смерть, враг, самоубийство и тому подобное.
Сборник называется «Катехизис Христианского воина», потому что здесь изложены аспекты, которые важны для христиан – то ли православной церкви, то ли католической, то ли протестантских деноминаций.
В нашем издании военнослужащий найдёт две главные заповеди любви, десять заповедей, главные добрые дела, семь дел милосердия для тела, семь дел милосердия для души, перечень евангельских блаженств, советы на время боевых действий и другое.
– Отче, скажите, может ли пользоваться этим сборником, например, воин-мусульманин?
– Если мусульманин выяснит для себя, что изложенные в сборнике понятия, которые соответствуют общечеловеческим ценностям и нормам международного гуманитарного права, не противоречат его духовным традициям и взглядам, мы только порадуемся.
– Спасибо за содержательный разговор.
Советы на время боевых действий
1. В жуткие времена, когда беспорядок и страх вокруг затмевают покой и мир, только свет надежды может развеять тьму.
2. Не позволяй смятению и тревоге сеять мрак отчаяния в твоём сердце. С нами Бог, когда мы с Богом. Поэтому не прекращай верить в окончательную победу Добра.
3. Молитва – это общение с любящим Богом. Не прекращай общаться с Ним, рассказывать Ему о своём страхе, гневе, боли и чаяниях.
4. С какими бы вызовами тебе не пришлось встретиться, всегда, при любых обстоятельствах, оставайся человеком.
5. Когда страх начинает одолевать твои убеждения и пронизывать тело и душу, не сдавайся: думай обо всех, кого любишь, и о тех, кто любит тебя. Что бы ни творилось вокруг, о тебе всегда помнят те, для кого именно ты в этом мире являешься самым лучшим и самым дорогим!
6. Помни: самое важное и лучшее в твоей жизни – всегда впереди.
7. Не забывай о более слабых духом, о тех, кто нуждается в твоей поддержке. Будь щедрым на братскую любовь. Чувствуй ответственность за своего собрата.
8. Никогда не теряй чувство юмора. Какой бы страшной ни казалась угроза, твой мудрый юмор заставит её стушеваться.
9. Оставайся настоящим – храни верность военной присяге, родным и любимым, родителям и детям, Богу и Украине.
10. Какой бы тёмной ни была ночь, рассвет всегда неизбежен!
Александр Тереверко
armyinform.com.ua
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...