«Молитва в жизни церкви», – Послание Синода Епископов УГКЦ 2017 года
четверг, 21 декабря 2017, 22:17 Собравшись на Священном Синоде в Брюховичах возле Львова с 3 по 12 сентября 2017 года Божьего, мы, епископы Украинской Греко-Католической Церкви, сосредоточили внимание на центральном аспекте жизни Церкви, а именно – на молитве, личной и литургической. Хотим поделиться с вами плодом нашей совместной духовной практики.
Исх. ВА 17/468
МОЛИТВА В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
Послание Синода Епископов
Украинской Греко-Католической Церкви 2017 года
духовенству, монашеству и мирянам
Господи, научи нас молиться (Лк. 11, 1).
Всесветлейшие и всечестнейшие отцы!
Преподобные братья и сёстры в монашестве!
Дорогие братья и сёстры во Христе!
Собравшись на Священном Синоде в Брюховичах, возле Львова, 3-12 сентября 2017 года Божьего, мы, епископы Украинской Греко-Католической Церкви, сосредоточили внимание на центральном аспекте жизни Церкви, а именно – на молитве, личной и литургической. Хотим поделиться с вами плодом нашей совместной духовной практики.
Хотя молитва является естественным следствием и проявлением веры человека в Бога, всё-таки ей [молитве] следует учиться, постоянно восстанавливая, углубляя свою способность общаться с Богом. Просьба учеников Иисуса: «Господи, научи нас молиться» (сравн. Лк. 11, 1) – актуальна для нас всегда, потому что главным учителем молитвы является сам Господь наш Иисус Христос. И мы сегодня, как Церковь, смиренно приступаем к Нему и повторяем просьбу учеников. В современном мире, который, с одной стороны, предлагает человеку прекрасные, беспрецедентные возможности, а с другой – давит на него лавиной информации и смущает псевдоценностями и идеологиями, эта просьба приобретает особое значение.
Из Евангелия видим, что Христос учит молитве, прежде всего, собственной жизнью и примером. Его связь с Отцом проявляется постоянно как в публичной деятельности, так и в личном доверительном общении с Ним. Проповедуя Благую Весть о приближении Царства Божьего, Иисус часто призывает своих учеников к бдению и молитвам. Божественный Учитель предлагает им также словесный образец молитвы – «Отче наш», которую христиане с первых веков и по сей день считают важнейшей и наиболее авторитетной. В этой молитве Иисуса к Отцу открывается «всякая правда» (сравн. Мт. 3, 15) о Боге и человеке, ведь она устами самого Господа напоминает нам, что Бог – это любящий Отец, близкий человеку во всех его жизненных состояниях, потребностях и трудностях, а человек является любимым Божьим ребёнком, призванным к осуществлению Господнего замысла: чтобы святилося Его имя, чтобы пришло Его царство и осуществлялась Его воля (сравн. Мт. 6, 9-10).
Предпосылкой христианской молитвы является наше смирение перед Богом, признание своего неумения общаться с Творцом. В богослужениях мы обнаруживаем перед Богом эту нашу немощь и покорно признаём: «Молиться как следует не умеем, если Ты, Господи, Святым Твоим Духом не научишь нас» (седьмая молитва Утрени). И Господь в своём милосердии дарует нам Своего Святого Духа, который «исследует сердца», «помогает нам в нашей немощи», молясь за нас и «заступаясь за нас согласно Божьей воле», – как об этом учит св. ап. Павел (сравн. Рим. 8, 26-27). Поэтому каждое богослужение и каждое общение с Богом в молитве начинается с призывания Святого Духа.
Настоящая христианская молитва предполагает встречу с живым Богом и установление личного отношения с Ним. Это может быть и молчаливое слушание Слова Божьего, которое особенно необходимо во время информационного и коммерческого шума, и прославление, и благодарность, и смиренное моление и покаяние. Очень важным элементом этого отношения является искренность и подлинность. Личная молитва христианина – это встреча живого, реального человека с живым Богом. Перед лицом Творца верующий человек не лукавит, не надевает на себя маску, потому что не сомневается в доброте и безусловной любви со стороны Господа Бога.
Христианской молитве свойственна такая черта, как открытость человека Божьей воле и готовность её принять: «Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой» (Пс. 142, 10). Поэтому молитву не следует рассматривать как человеческие попытки убедить Бога, чтобы Он осуществил наши желания. Наша чуткость к Божьему голосу намного важнее наших просьб, ведь Господь знает «то, в чём мы нуждаемся, и намного больше, чем мы просим или понимаем” (пятая молитва Вечерни).
Христианин никогда не одинок в молитве, он совмещён с братьями и сёстрами во Христе. Согласно заверениям Христа, «Где двое или трое собраны во имя Моё, там я среди них» (Мф 18, 20), – в совместном измерении молитва оказывается наиболее полной. Поэтому для христианской жизни очень важна совместная семейная молитва, а её вершиной и источником является Божественная Литургия.
Служение Богу – это диалогический акт: Господь «благословляет тех, кто Его благословляет, и освящает тех, кто на Него уповает» (Заамвонная молитва Божественной Литургии). Именно поэтому главное церковное богослужение называется «Евхаристия» – благодарение за всё, что Господь совершил для нас по Своей великой милости. Цель Евхаристии – это не только перемена хлеба и вина, а, прежде всего, наше изменение и единение с Христом. Служение Евхаристии есть «для нас», чтобы «нас всех, которые от одного тела и чаши причащаемся, соединить друг с другом на причастие единого Духа Святого» (епіклеза Литургии святого Василия Великого). Благодаря Пресвятой Евхаристии «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа» присутствуют в этом мире. В Евхаристии Церковь становится таинством спасения мира и одновременно является предвестницей «жизни будущего века».
Молитва – это сотрудничество человека с Богом, а потому она неразрывно связана с ответственностью человека за свою жизнь, жизнь Церкви и целого мира. Каждый христианин, который с открытым сердцем обращается к своему Жизнедарителю и Господу в молитве, призван так же своей жизнью строить Церковь и распространять в мире спасительное Божье деяние. Мы должны помнить слова апостола Иакова: «Вера, если не имеет дел, мертва» (Иак. 4, 17). И наша личная, и общинная молитва является проявлением веры, поэтому она должна отражаться в добрых делах, в служении (диаконии) в Церкви и обществе. Тогда всё в жизни будет постоянным прославлением Бога – поступками, словами, мыслями, намерениями и усилиями.
Следует помнить, что колыбелью и первой школой молитвы является христианская семья, которую мы традиционно называем домашней Церковью. Поэтому мы выражаем искреннюю признательность родителям, бабушкам и дедушкам, от которых дети и внуки впервые в своей жизни слышат слова молитвы и учатся произносить их с должным вниманием и благоговением. Такая молитва часто закладывает фундамент христианского воспитания ребенка, а также становится началом его постепенного роста в вере и добродетелях. Призываем все христианские семьи и в дальнейшем старательно лелеять семейную молитву, утреннюю и вечернюю, а также с молитвой на устах начинать работу и благодарить Бога за хлеб насущный во время трапезы.
Одновременно призываем родителей, а также катехизаторов и духовенство обращать большое внимание на воспитание детей в молитве, используя во время обучения христианской вере в школах катехизиса, на проповедях и реколекциях богатое духовное наследие нашей литургической традиции, особенно богослужебные тексты, в которых выражена вера Церкви и молитвенный опыт святых.
Поскольку в рамках приходской общины ответственны за молитвы для прихожан священнослужители, то выражаем признание и благодарность каждому священнику и дьякону, которые являются для своих верующих примерами и учителями молитвы. Вместе с тем восстанавливаем призыв ко всем отцам-пастырям о ежедневной верности молитве – личной и литургической. Помните, что церковная община, которая не молится, предаёт своё призвание и лишает своих членов многочисленных даров Божьих, в которых они нуждаются в досрочных и духовных делах. Наше большое стремление и пожелание - чтобы через ревностное воспитание литургической и личной молитвы духовные учебные заведения и воспитательные учреждения нашей Церкви помогали будущим служителям Церкви приобретать аутентичный опыт общения с живым и милосердным Богом.
Выражаем особое признание монашеским общинам, основным смыслом жизни которых является молитва – личная и литургическая. Молитвенное служение монастырей сегодня как никогда важно для нашего народа. Поэтому призываем монашество достойно выполнять литургическое молитвенное правило, согласно предписаниям нашего обряда. Верим, что наши монастыри будут оставаться школами церковной молитвы для своих членов и всех верующих Церкви.
Хотим подчеркнуть, что, как пастыри Церкви, мы искренне уважаем и ценим проявления молитвенного благочестия наших мирян. В частности, речь идет о молитвенных братствах, движениях и сообществах, к участию в которых под руководством опытных духовников мы призываем всех верующих. Особенно хотим отметить практику паломничества к святым местам, которыми Господь щедро одарил нашу землю. Паломничества к святым местам с должным духовным сопровождением становятся очень важной школой молитвы для верующих нашей Церкви. Молитва народа Божия, который путешествует, отражает миссию Церкви – постоянно входить в спасительное Божье присутствие. Господь Бог постоянно приходит ради нас и нашего спасения, а Церковь всегда идёт навстречу своему бессмертному Жениху. В этом смысле каждый христианин является паломником – живым свидетелем Божьего спасительного пришествия в этот мир.
В течение последних нескольких лет на долю нашего народа выпали нелегкие испытания. Эти тяжёлые и трагические обстоятельства проявили небывалую силу духа нашего народа, которая исходит из молитвы и доверия к Богу. Много верующих нашей Церкви в самые тяжёлые моменты не прекращали народного молитвенного бдения. Благодаря стойкой молитвенной поддержке, жертвенности и преданности многих наших священников, монашествующих и мирян мы ежедневно преодолеваем большие трудности и движемся вперёд. В молитве – сила нашего народа и источник спасения, поэтому мы призываем продолжать этот молитвенный подвиг словами апостола Павла: «В усердии не будьте ленивы, духом горите, Господу служите; весёлые в надежде, в горе терпеливы, в молитве выносливые... Благословляйте тех, кто вас гонит; благословляйте, не проклинайте» (Рим. 12, 11-12.14).
Дорогие во Христе братья и сёстры! Господь благословил нашу Церковь свободой молиться, которую мы имели не всегда. Он одновременно дарил нам жизнь – пространство и время для встречи и общения с Ним. Давайте пользоваться этим даром!
Как было сказано в начале, нас учит молиться Святой Дух. Помолимся, послушаем Его Слова в тишине наших сердец и наших сообществ. Он говорит и грядёт к нам, чтобы быть в новом году с нами лично, с нашими семьями, с нашими общинами и с нашим народом. Возрадуемся этим таинством и жить в мире!
Благословение Господне на вас!
От имени Синода Епископов
Украинской Греко-Католической Церкви
+ СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в день Святого отца нашего Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,
19 декабря 2017 года Божьего
Отцам-пастырям поручаем зачитать верующим это Послание
после каждой Божественной Литургии
в воскресенье, 31 декабря 2017 года Божьего
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...