Крещение – начало христианской жизни, новое рождение от воды и Духа

понедельник, 12 апреля 2021, 12:50
В 47-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно о важном» Глава УГКЦ продолжил размышления о сущности Таинств Церкви Христовой. И в частности, объяснил значение первого из них – Таинства Крещения. Предлагаем текстовую версию и видеозапись этого катехизиса.

Слава Иисусу Христу, дорогие братья и сёстры!

Продолжаем нашу мистагогическую (греч. mystagogia, от mystis посвященный, и ago веду) дорогу – дорогу внедрения и углубления в Таинства Церкви Христовой через осознание и слушание содержания их духовного значения в нашей жизни.

Таинства – дорога к полноте богообщения

Сегодня приглашаю ещё раз углубиться в те Таинства Церкви Христовой, которые мы называем Таинствами христианского посвящения.

Когда мы говорим «мистерион», или «таинство», речь не идёт о каком-то секрете или о чём-то тайном. Напротив, говорим о возможности стать причастником Божеской вечной жизни уже сегодня в теле Церкви Христовой. И вот Таинства посвящения – это не тавтология, не повторение одного и того же слова и понятия. Это важный элемент начала христианской жизни.

Таинства христианского посвящения – это дорога внедрения в полноту богообщения, в полноту жизни человека в Боге, а Бога – в человеке. Это та полнота, какою есть Тело Христово – Его Церковь.

Таинство Крещения – новое рождение от воды и Духа

Первым Таинством христианского посвящения является Святое Таинство Крещения. Мы с вами о нём уже много знаем. Помните, когда мы размышляли над членами «Символа веры», то говорили, что существует отдельный, очень важный член апостольского предания, который говорит: «Исповедую единое крещение во оставление грехов»? Мы уже тогда утверждали, что дело спасения, о котором говорил Отец в Сыне и деяниях Святого Духа, имеет целью передать себя человеку. Бог совершает спасение человека.

Таинство Крещения, как мы упоминали, – это таинство нового рождения, рождения от воды и Духа. Мы тогда слышали слова Иисуса Христа, который говорил Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное».

Таинство Крещения – это начало христианской жизни. Это одновременно итог предшествующего пути, когда человек, слыша проповедь Святого Евангелия, уверовал в Слово Божье. Вера, истинная вера, всегда ведёт к Крещению.

Крещение – принятие Божественного усыновления

Святое Крещение – это момент, когда человек, рождаясь от воды и Духа, принимает Божественное усыновление. Мы становимся сынами и дочерьми Божьими. Получаем как дар усыновление, которое изначально в себе имеет, согласно Божественной природе, Сын Божий. В Таинстве Святого Крещения мы начинаем жить вечной жизнью уже здесь, на земле.

Мы, размышляя над «Символом веры», говорили, что существует только одно Крещение. Ведь можно только один раз родиться, и жизнь только одна. Апостол Павел учит: «Есть один Бог, одна вера, одно крещение».

Это Крещение даёт возможность человеку получить прощение грехов – «Исповедую единое крещение во оставление грехов». Святое Крещение даёт возможность человеку начать жить христианской жизнью.

Кто может окрестить?

Хочу напомнить, что Таинство Крещения осуществляет священнослужитель, который рождает в вере новых членов Церкви Христовой. Поэтому мы называем наших священников отцами. Они есть иконой того Небесного Отца, что рождает своих детей в лоне Церкви Христовой.

Однако при особой необходимости, в опасности смерти, Таинство Крещения могут уделять и миряне. Для этого надо взять чистую родниковую, желательно освящённую, воду, опустить в неё крещаемого или полить ему голову и сказать слова: «Крещается слуга Божий (называем по имени) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Так мы осуществляем то же, что Христос поручил осуществлять апостолам, – крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

О крёстных родителях и их миссии христианского воспитания

Мы сегодня уделяем Таинство Крещения преимущественно маленьким детям. В основном мы все были крещены в детском возрасте и поэтому не помним этого события в своей жизни. Но для того чтобы можно было кого-то окрестить, этот новый член Церкви должен иметь крёстного отца и крёстную мать. То есть Церковь крестит детей в вере крёстных родителей.

Святой Августин объясняет так. Этот маленький ребёнок согрешила в Адаме – в другом лице, но теперь этот ребёнок произносит слова веры Христовой, в которую уверовал через веру своих крёстных родителей, – уверовала через другое. Поэтому крёстные родители имеют такую великую миссию перед своим крестником. Они должны обеспечить все необходимые условия для его христианского воспитания.

Крёстные родители от имени своего крестника или крестницы во время обряда Крещения произносят «Символ веры», отрекаются от сатаны, отвергая от себя все дела его, и обещают служить Христу и соединяются с Ним. Миссия христианского воспитания как раз и состоит в том, чтобы обещания, что крёстные родители произнесли от имени своего крестника или крестницы в момент уделения Таинства Крещения, потом стали его или её личной жизненной позицией, личными словам, содержанием и смыслом личного выбора и христианской жизни.

Крещение залог Божьей любви и прощения

Таинство Крещения – первый и самый важный шаг, через который человек становится членом Церкви Христовой. Если кто-то сегодня спрашивает, что значит быть христианином, то, прежде всего, это быть крещёным. Крещёный получает на своей душе вечный нестираемый знак христианина, получает благодать, которую не может потерять даже из-за своих грехов. Там, в глубине души, есть то Божественное усыновление, которое Отец в Сыне в Духе Святом посылает этому человеку и в котором он всегда будет находиться. Это залог, как призвание, как обещание того, что Божья сила, Божье прощение, Божья благодать и любовь сильнее любой человеческой немощи, греховности или неверности.

Жить Таинством Крещения – это содержание христианской жизни. Это значит быть живым деятельным членом Церкви Христовой. Невозможно быть христианином и не быть членом сообщества. Христианин, который крестился, навсегда вживлён в Тело Христово, которым является сообщество Христовых учеников. Когда молится христианин, в нём и с ним молится сам Господь Бог наш Иисус Христос, посылая в его сердце Пресвятого Духа.

В следующий раз мы продолжим нашу мистагогическую дорогу Таинствами христианского посвящения. Приглашаю к продолжению этого путешествия!

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...