«Fratelli tutti»: ещё одна социальная энциклика Папы Франциска
пятница, 16 октября 2020, 12:16 Братство и социальная дружба – это дороги, которые указывает Папа Франциск для построения лучшего, справедливого и мирного мира усилиями всех народов и институтов. Решительное «нет» войне и глобализации равнодушия.«"Fratelli tutti" – писал святой Франциск из Ассизи, обращаясь ко всем братьям и сёстрам, чтобы предложить им форму жизни с привкусом Евангелия. Среди его советов хочу выделить один, в котором он призывает к любви, выходящей за пределы географических и пространственных барьеров», – этими словами Папа Франциск начинает свою энциклику «Fratelli tutti», подписанную 3 октября 2020 года на родине святого Франциска, в городе Ассизи, и обнародованную на следующий день.
Каковы великие идеалы, но одновременно доступные пути для того, кто хочет строить справедливый и более братский мир в собственных ежедневных отношениях, в общественной жизни, в политике? Ответа на этот вопрос Святейший Отец ищет в своей очередной «социальной энциклике» (6), как он сам её определяет.
Название Святейший Отец позаимствовал из «Вразумлений» святого Франциска, который этими словами обращался к «ко всем братьям и сёстрам», чтобы предложить им «форму жизни с привкусом Евангелия». Он «не занимался диалектическими войнами, навязывая доктрину, но передал Божью любовь», – пишет Папа, добавляя, что поэтому святой стал «плодотворным отцом, который пробудил мечту о братском обществе».
Энциклика открывается коротким вступлением и в восьми разделах содержит, как пояснил сам автор, многие из его размышлений о братстве и социальной дружбе, которые помещены «в более широком контексте» и обогащены документами и письмами, присланными от многих людей и сообществ со всего мира.
Задача энциклики – поддержать общемировое стремление к братству и социальной дружбе. Отправной точкой является совместная принадлежность к человеческому роду. Через признание друг друга братьями и сёстрами, как дети одного Творца, мы все вместе, в одной лодке, должны осознать то, что в глобализированном и взаимосвязанном мире спастись можно только сообща. Главное побуждение, которое часто цитируется тексте, – это Документ об общечеловеческом братстве, подписанный в феврале 2019 года в Абу-Даби.
Не только на словах
Братство следует поддержать не только словами, но и делами, фактами, которые конкретизируются в «лучшей политике», то есть такой, что не подчиняется интересам финансового сектора, но служит общему благу и способна поставить в центре достоинство каждого человека, обеспечив всех трудом, чтобы каждый имел возможность развивать свои способности. Эта политика далека от популизма, умеет находить решения всему тому, что покушается на фундаментальные права человека, и окончательно сможет искоренить голод и торговлю людьми.
В то же время, Папа Франциск подчёркивает, что более справедливая жизнь на планете достигается путём содействия миру, что является не только отсутствием войны, но настоящим произведением человеческих рук, в которое вовлечены все. Связанные с истиной, мир и примирение должны быть «проактивными», направленными на справедливость путём диалога во имя взаимного развития. Из этого следует осуждение войны, названной «отрицанием всех прав» и о которой уже невозможно думать в гипотетической «справедливой» форме, потому что ядерное, химическое и биологическое оружие несёт с собой огромные последствия для невиновного гражданского населения. Решительным должно стать отвержение смертной казни, названной «недопустимой». Центральное место занимает призыв к прощению, в сочетании с понятиями памяти и справедливости: простить – не значит забыть, не отказываться от защиты своих прав, защищая достоинство, которое является Божьим даром.
Как признаётся Папа, пандемия Covid-19 «неожиданно ворвалась именно в то время, как я писал это …письмо». Однако глобальное чрезвычайное положение в системе здравоохранения послужило тому, чтобы показать, что «никто не спасается сам», что пришло время «мечтать как единое человечество», в котором все мы братья и сёстры.
Глобальные проблемы требуют глобальных действий
В первом разделе, названном «Тени замкнутого мира», документ сосредоточивается на многих искривлениях современной эпохи: манипуляция и деформация таких понятий, как демократия, свобода, справедливость; потеря чувства принадлежности к обществу и истории; эгоизм и незаинтересованность в общем благе; преобладание логики рынка, основанной на прибыли и культуре отвержения, словно хлама; безработица, расизм, бедность; неравенство в правах и его отклонения – такие как рабство, торговля людьми, женщины, подвергшиеся насилию и вынужденные делать аборт, торговля органами (10–24).
По словам Папы, речь идёт о глобальных проблемах, которые требуют глобальных действий. Поэтому он выступает против «культуры стен», способствующей распространению мафиозных структур, подпитывая страх и одиночество (27-28). Кроме того, сегодня встречаемся с упадком этики (29), к которому определённым образом причастны средства коммуникации, что разрушают уважение к другому и устраняют любой стыд, создавая изолированные и автореференциальные виртуальные круги, в которых свобода становится иллюзией, а диалог не бывает конструктивным (42–50).
Любовь строит мосты
Второй раздел энциклики «Чужак на дороге» предлагает искать ответ на эти тени на ярком примере фигуры Милосердного Самарянина. Папа подчёркивает, что в «больном обществе», которое отворачивается от боли и является «неграмотным» в забота о немощных и слабых (64-65), все мы призваны, как самарянин из притчи, становиться ближними для другого лица, преодолевая предубеждения, личные интересы, исторические и культурные барьеры. Все мы несём общую ответственность за построение общества, умеющее включать, интегрировать и поднимать упавшего или страдающего (77). Любовь строит мосты, а мы «созданы для любви» (88), напоминает Святейший Отец, призывая христиан распознавать лицо Христа в каждом отвергнутом человеке (85).
К принципу способности любить в соответствии с «универсальным измерением» (83) Папа возвращается и в третьем разделе «Мыслить и создавать открытый мир». В нём Святейший Отец призывает выходить наружу из замкнутости в себе, чтобы находить в других «рост бытия» (88), открываясь ближнему с динамизмом милосердной любви, склоняющей нас к «общей общности». По сути, духовная фигура человеческой жизни определяется любовью, побуждающей искать лучшее для жизни другого, удаляясь от всякого эгоизма (92-93).
Права не имеют границ
Энциклика подчеркивает, что братским будет такое общество, которое способствует воспитанию к диалогу с целью преодолеть «вирус радикального индивидуализма» (105), давая каждому возможность проявить свои лучшие качества, начиная от защиты семьи и уважения к её «первоочередной и незаменимой воспитательной миссии» (114). Для построения такого общества предложены два «средства», которыми являются доброжелательность и солидарность.
Никому нельзя отказать в праве на достойную жизнь, а поскольку права не имеют границ, никто не может быть лишён их на основе того, где он родился (121). С этой точки зрения Святейший Отец призывает задуматься над «этикой международных отношений» (126), ибо каждая страна принадлежит также и чужаку, а благ территории нельзя лишить того, кто находится в нужде и приходит из другого края. Естественное право на частную собственность является второстепенным по отношению к принципу общего назначения созданных благ (120). Энциклика также затрагивает вопросы международных долгов: оставляя незыблемым принцип, что такой долг нужно оплатить, высказывается пожелание, чтобы это не угрожало росту и выживанию самых бедных стран (126).
Теме миграции посвящены часть второго и весь четвертый раздел под названием «Сердце, открытое для всего мира». По словам Папы, следует предотвратить ненужные миграции, создавая в странах происхождения конкретные возможности для достойной жизни. В то же время, следует уважать право искать лучшей жизни в другом месте. В странах, являющихся целью миграции, правильное равновесие находится между защитой прав граждан и гарантией принятия и поддержки мигрантов (38–40). В частности, когда речь идёт о бегущих от «серьёзных гуманитарных кризисов», нужны «неотложные ответы». Среди них – упрощение получения виз, открытие гуманитарных коридоров, безопасность и основные услуги, возможность трудоустройства и обучения, обеспечение религиозной свободы, содействие воссоединению семей, забота о социальном включении. Папа также призывает, чтобы общества отказались от дискриминационного применения термина «меньшинств».
В документе обращено внимание на необходимость международного сотрудничества в том, что касается миграции, долгосрочных проектов, выходящих за пределы отдельных неотложных ситуаций (132), во имя солидарного развития всех народов. Другой, который отличается от нас, является даром и обогащением для всех, потому что различия представляют возможность для роста (133–135). Здоровой является и культура, которая умеет открываться другому, не отказываясь от себя самой.
Политика как одна из самых ценных форм милосердной любви
Темой пятого раздела является «Лучшая политика», то есть та, которая представляет одну из самых ценных форм любви, поскольку становится на служение общему благу, осознавая важность народа, открытого, готового к сопоставлению и диалогу (160). Речь идёт о «популяризме», который Папа Франциск противопоставляет «популизму», манипулирующему понятием «народ» для собственных интересов, разжигая эгоизм ради собственной популярности (159).
Лучшая политика защищает труд – «неотъемлемое измерение общественной жизни» – и стремится гарантировать всем возможность развивать свои способности (162). Лучшей помощью для бедного являются не только деньги, ведь это лишь временное средство, но предоставление ему достойной жизни через трудовую деятельность. Настоящая стратегия борьбы с бедностью не просто направлена на сдерживание количества нищих и заботу сделать их безвредными, но состоит в том, чтобы поддерживать их в ключе солидарности и субсидиарности (187). Задача политики, кроме этого, – преодолевать всё то, что покушается на фундаментальные права человека. Решительный призыв Папы – окончательно искоренить торговлю людьми, «позор человечества», и голод, что является преступлением, поскольку пища – «неотъемлемое право» человека (188-189).
Нужна политика, которая говорит «нет» коррупции, неэффективности, злоупотреблению властью, отсутствию уважения к закону. Это политика, направленная на человеческое достоинство и не подчинённая финансам, поскольку «сам рынок не может всё решить», что подтвердили бедствия, содеянные финансовыми спекуляциями. В этом контексте подчёркивается важная роль так называемых «народных движений».
Необходимость реформы ООН
В этой перспективе в энциклике находим пожелание, касающееся реформы ООН. В условиях преобладания экономического фактора, отменяющего могущество отдельного государства, задачей Объединённых Наций должна стать конкретизация понятия «семьи народов», прилагая усилия в пользу общего блага, искоренения нищеты и защиты прав человека. Неутомимо прибегая к «переговорам, хорошо действующим службам и арбитражу», ООН, по словам главы Католической Церкви, должна «распространять силу права более права силы, способствуя многосторонним соглашениям, которые будут лучше защищать даже очень слабые государства» (173-175).
Чудо вежливости
Шестой раздел «Диалог и общественная дружба» предлагает концепцию жизни как «искусства встречи» со всеми, также и с периферии мира, потому что «от всех можно чему-то научиться, никто не является ненужным» (215). Настоящий тот диалог, который уважает точку зрения другого, его законные интересы и, прежде всего, достоинство. Релятивизм не может быть решением, потому что без общих принципов и моральных норм, запрещающих то, что есть зло само в себе, законы становятся только самовольным навязыванием (206).
В этой перспективе особую роль играют средства коммуникации, которые не должны использовать человеческие слабости или проявлять всё то, что у нас плохо, но ориентироваться на великодушную встречу и близость с последними, способствуя общению и чувству семейной принадлежности (205). Папа отдельно ссылается на «чудо вежливости» – наставление, которое следует восстановить, потому что оно является «звездой среди тьмы» и «освобождением от жестокости, тревоги и невнимательной поспешности», преобладающими в современной эпохе. Вежливая личность, по его словам, создаёт здоровое общежитие и открывает пути там, где озлоблённость разрушает мосты (222–224).
Мир и прощение
Седьмой раздел «Пути новой встречи» посвящён теме мира. В нём Папа подчёркивает, что мир связан с истиной, справедливостью и милосердием. Далёк от желания мести, он «проактивный» и имеет целью формирование общества, основанного на служении другим и на достижении примирения и развития (227–229). В обществе, как отмечает Святейший Отец, каждый должен чувствовать себя «как дома». Поэтому мир является «ремеслом», которое привлекает и касается всех, в котором каждый должен выполнить свою долю. Задача заботиться о мире никогда не прекращается и требует поставить в центре каждого действия человеческую личность, её достоинство и общее благо (230–232).
С миром тесно связано прощение. В энциклике читаем, что следует любить всех без исключения, но любить угнетателя – значит помочь ему измениться и перестать притеснять ближнего. Более того, кто страдает от несправедливости, должен решительно защищать свои права, охраняя своё достоинство, которое является Божьим даром (241-242). Прощение не является синонимом безнаказанности, простить – не значит забыть, но отказаться от разрушительной силы зла и жажды мести. Нельзя забывать об ужасах геноцидов и преследований, о них следует помнить, чтобы не стать бесчувственным и поддерживать живым пламя коллективного сознания. Так же важно помнить о добре тех, что выбрали прощение (246–252).
В этом контексте Папа выражает чёткую позицию по смертной казни: она недопустима и должна быть отменена во всём мире. Убийца, по его словам, не теряет своего достоинства, гарантом которого является Бог. Из этого также следует призыв не относиться к отбыванию наказания, как к мести, но как к части процесса оздоровления и социальной реинтеграции. Это касается темы условий в тюрьмах и явления пожизненного заключения, что является «скрытой формой смертной казни» (263–269).
«Нет» войне, являющейся поражением человечества
Часть седьмого раздела сосредоточена на теме войны, которая не является «призраком прошлого», а «постоянной угрозой», представляя «отрицание всех прав», «поражение политики и человечества». Учитывая существование оружия массового уничтожения, поражающего многих невинных, сегодня нельзя думать, как в прошлом, о возможной «справедливой войне», а следует решительно утверждать: «Никогда больше не бывать войне!». Учитывая то, что мы живем в условиях «поэтапной мировой войны», поскольку все конфликты взаимосвязаны, полное устранение ядерного оружия должно стать «моральным и гуманитарным императивом». За деньги, которые инвестируются в вооружение, можно было бы создать Фонд для искоренения голода (255-262).
Религиозная свобода – фундаментальное право
В заключительном восьмом разделе «Религии на службе братства в мире» Папа подчёркивает, что насилие не находит никаких оснований в религиозных убеждениях, а только в их искривлениях. Поэтому такие вещи, как террористические акты, не являются следствием религии, но ошибочных интерпретаций религиозных текстов, а также политики, ведущей к голоду, бедности, несправедливости и притеснениям. Терроризм не следует поддерживать никоим образом, поскольку речь идёт о международном преступлении против всемирной безопасности и мира (282-283).
Глава Католической Церкви утверждает, что дорога мира между религиями возможна, и что необходимо гарантировать религиозную свободу, фундаментальное человеческое право (279). Размышляя над ролью Церкви, он обращает внимание на то, что она не связывает свою миссию исключительно с частной сферой, не находится на обочине общества, и хотя не занимается политикой, не отказывается от политического измерения существования. Внимание к общему добру, забота о целостном человеческом развитии, в действительности, касается человечества, а всё то, что является человеческим, касается Церкви (276–278).
Ссылаясь на «Документ об общечеловеческом братстве для всемирного мира и сосуществования», подписанный в Абу-Даби вместе с Великим Имамом Ахмадом Аль-Таибо, Папа напоминает религиозным руководителям/лидерам об их роли «настоящих посредников», которые должны отдавать все свои силы построению мира, а также призывает к тому, чтобы во имя общечеловеческого братства принять диалог как путь, совместное сотрудничество – как способ поведения и взаимопознание – как метод и критерий (285).
По следам свидетелей братства
Святейший Отец завершает свои размышления, указывая на пример таких фигур, как Мартин Лютер Кинг, Десмонд Туту, Махатма Ганди и, прежде всего, блаженный Шарль де Фуко – образец для всех того, что означает отождествление с самыми отвергнутыми, чтобы стать «общим братом» (286–287). Энциклика завершается «молитвой к Творцу» и экуменической молитвой за то, чтобы в сердцах людей поселился «братский дух».
Источник: VaticanNews
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...