«Если ваше сердце вам что-то подсказывает, его надо слушать и действовать», – Татьяна Ставнича, президент «Каритас Украины»

пятница, 29 апреля 2022, 12:38
Интервью с президентом БФ «Каритас Украины» о волонтёрстве, помощи и потребностях пострадавших от войны, а также о необходимости помогать нести крест Украины.

– За почти два месяца войны Украина изменилась. Что, по-вашему, ярче всего свидетельствует об этих изменениях?

– Для меня эти изменения наиболее заметны в том, что страна, которая находится под постоянным ударом России и подвергается большим разрушениям, но всё же живёт и действует. Каждый день люди просыпаются утром, что-то делают для блага, для общей победы света над тьмой, продолжают работать, тушат пожары, разбирают завалы, убирают города, сажают цветы, помогают другим. Несмотря ни на что находят в себе силы помогать друг другу, возможно, на сегодня все эти инициативы не до конца формализованы, не все новые эти вещи высказаны, но это пример невероятной деятельной любви, к которой призывал Христос, и это глубочайший смысл жизни. Я вижу, что дела на сегодня говорят громче слов.

Украина столкнулась с невиданной со времён Второй мировой войны гуманитарной катастрофой. Более 12 миллионов человек пострадали от российской агрессии, это почти 30% всего населения Украины, больше чем всё население Бельгии. Около 5 миллионов украинцев были вынуждены уехать из страны, а это – как всё население Дании. Такие цифры действительно впечатляют, а если осознать, что за каждой из этих цифр стоит человеческая судьба, то это даёт понять, что это всё живые истории, а не сухая статистика.

Одновременно с тем Украина стала свидетелем невероятной устойчивости, единства, взаимоподдержки и сплочённости. Это базовые человеческие добродетели, которые война очень ярко и наглядно показала. Помогая нуждающимся, миллионы людей открыли свои дома и сердца. Везде, где это возможно, люди собираются чтобы поделиться тем, что имеют, чтобы спасти, обогреть, накормить и согреть душевным теплом, поддержать и помочь.

– Как изменилось волонтёрство на сегодня?

– Мы ежедневно становимся свидетелями того, как обычные люди делают чрезвычайные вещи – рискуя собой, помогают другим, едут туда, где им угрожает опасность, чтобы оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Мы видим, как мир объединяется, чтобы помогать украинцам, и мы все очень чувствуем эту поддержку.

Добровольчество начало активно развиваться в Украине раньше, а сейчас мы видим очередной его невероятный всплеск – волонтёрами становятся сами переселенцы, которые ещё вчера бежали от ужасов войны, а через несколько дней, оправившись, помогают тем, кто оказался в ещё худшей ситуации. Киевляне, харьковчане, жители Донецкой области и других регионов, выбравшись в условно безопасные города на Западе Украины, сами приобщаются к волонтёрству в Тернополе, Ивано-Франковске, Дрогобыче, Коломые и других городах. Несмотря на то, что даже города на Западе Украины на данный момент являются условно безопасными, ракетные удары по городам, даже далеким от линии фронта, не прекращаются, люди находят в себе силы помогать другим. Я имела возможность посетить наши центры, пообщаться с командами и волонтёрами, и я видела в их глазах то, что даёт надежду.

– Что, по вашему мнению, на сегодня требует наибольшего внимания в помощи пострадавшим и коммуникации с миром?

– Война – это всегда хаос, который ведёт к потере связей и коммуникации, и мы, несмотря ни на что, стараемся оставаться на связи, мы развиваем нашу сеть, расширяем партнёрства, мы продолжаем общаться и чувствуем, что это нам даёт значительную поддержку, устойчивость и выносливость, это то, что нас укрепляет и закаляет.

По моему мнению, помощь – это тоже своеобразное общение, коммуникация, она исцеляет и того, кто даёт, и того, кто получает. Война – это уничтожение, а помощь – то, что строит, восстанавливает. Война разрушает смыслы, а здесь мы видим появление и расцвет новых смыслов, новых ценностей.

Все мы в определённые моменты чувствуем значительный стресс и тревогу, поэтому так важно найти сферу, где мы можем быть эффективными, быть полезными, где имеем влияние. Это восстанавливает наше равновесие, нашу способность и устойчивость. Я уверена, если ваше сердце вам что-то подсказывает, его надо слушать и действовать. Молитва, служение во всех проявлениях сейчас невероятно ценны и действенны. Общаясь с нашими зарубежными партнёрами, я вижу, насколько они жаждут подлинности, открытости, и они готовы её поддерживать всеми возможными способами.

– Как «Каритас» помогает пострадавшим от войны?

– За неполных 2 месяца мы оказали помощь около 600 000 человек: это еда, одежда, гигиенические наборы, медицинские препараты. В приютах наших «Каритасов» на западе Украины проживает около 2000 человек. Также мы предоставляем юридическое и психосоциальное сопровождение.

Мы видим, как меняются потребности: люди, бежавшие от войны в первые дни, и люди, которым удалось вырваться из оккупированных городов, имеют разный опыт и разные потребности, уязвимость углубляется и увеличивается. Люди, пережившие оккупацию, как с материальной, так и психосоциальной точки зрения, более травмированы. В то же время, гуманитарные проекты имеют целью не впасть в зависимость от помощи. Без сомнения, как только человек вышел из оккупации, его надо обнять, накормить, согреть, но потом очень важно дать возможность самостоятельно развивать свою жизнь, тем самым восстановив его достоинство. Наша цель – через профессиональный подход к помощи обеспечить долговременный эффект поддержки. Всем нам за последнее время пришлось научиться новому, отвечать на новые вызовы, мы как сеть продолжаем развиваться и адаптироваться к новым реалиям.

– Нынешний Великий пост и Пасха стали для всех нас особенными.

– Ежедневно сталкиваясь с болью и страданиями украинцев, мы все вместе переживали Крестный путь. Тем не менее, в этой Крестной дороге мне больше всего видится лицо Симеона Киринейского, который берёт себе на плечи крест и помогает Иисусу. Он не может отвратить распятие, не может отвратить смерть, но он берёт крест и делает всё от него зависящее, чтобы по крайней мере облегчить страдания Господа. Одновременно с тем весть надежды о Божьем присутствии и силе, о Божией непоколебимости и победе жизни над смертью, света над тьмой в Воскресении Христовом – держит всех нас на духе и одаривает духовной силой и спокойствием.

– Что для вас лично стало самым большим вызовом за последние два месяца?

– Ситуация в дальнейшем остаётся очень непредсказуемой – мы не знаем, что будет завтра, что будет через неделю, сложно быть уверенными в завтрашнем дне и строить долгосрочные планы. И последствия этого стресса, этой тревоги, останутся с нами навсегда. Но несмотря на всю боль, которую нам пришлось пережить, мы больше всего стремимся не привыкнуть к ней, не воспринимать зло как «новую норму», не потерять нашу эмпатию, не зачерстветь. Мы продолжаем помогать, продолжаем искать свет, который наконец победит тьму.

 

Дарья Бордун

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...