Два дня встреч с Папой Франциском

пятница, 12 июля 2019, 14:04
5 и 6 июля в Риме произошло беспрецедентное событие. Желая поддержать Украинскую Греко-Католическую Церковь во время войны, экуменических революций и эволюций, надежд и напряжений, гуманитарного и социального кризиса, Папа Римский Франциск пригласил Главу и Отца УГКЦ, митрополитов и членов Постоянного Синода УГКЦ на личную встречу.

Сам Папа, руководители Госсекретариата Ватикана, префекты главных дикастерий (министерств) вместе со своими помощниками в течение двух полных рабочих дней по-братски слушали и размышляли над вызовами и миссией нашей Церкви и страны.

Чтобы понять уникальность этого формата, стоит представить, что президент США, являющийся политическим лидером 300 миллионов (а в ответственности Папы – миллиард католиков), пригласил украинцев на встречу с руководителями американского правительства. Процентное соотношение украинцев в Америке более или менее соответствует количеству украинских греко-католиков в Католической Церкви.

Для ватиканских членов правительства и для нас – епископов, олицетворяющих глобальную Украинскую Греко-Католическую Церковь (а там были представители Северной и Латинской Америки, Европы, включая Украину) это были 12 часов внимательного взаимного слушания.

Слушание и спокойное познание в современном мире является настоящей роскошью.

Все спешат, хотят получить всё и сразу, получить немедленный лёгкий результат, выйти на простое чёрно-белое решение. Мы как-то потеряли понимание того, что жизнь глубокая и сложная, и, чтобы понять человека, место, ситуацию, надо посвятить немало внимания, порой требуются недели и месяцы.

Мы разучились слушать. Поэтому столько людей «покупаются» на популизм политиков, столько детей вырастают невыслушанными, столько женщин считают, что их мужчины их не слышат и столько мужчин боятся по-настоящему открыться и рассказать о своих страхах и тревогах. Мы видим, как в разных странах, даже наиболее развитых демократиях, глубокие разделения, острые отчуждения, глубокие, хотя и хорошо замаскированные раны.

Католическая Церковь – это глобальное миллиардное сообщество. Если мыслить в светских категориях – это наиболее продолжительная организация на земле, пережившая два тысячелетия непрерывной, хотя и бурной истории. Её «филиалы» есть в каждой стране, её принципы воплощены в каждой культуре, более того, она эти разные культуры создавала. Только попытайтесь назвать другую организацию, что столько сделала для культуры, гуманитарных и социальных потребностей, человеческого развития и мира в мире и душах людей, сколько делает Католическая Церковь.

В течение двух дней, когда мы искренне и честно представляли её лидерам наши трудности, вызовы, локальные и глобальные победы, мы тоже имели возможность посмотреть на себя со стороны. Я думал о том, как три галицкие епархии из провинциального захолустья Австро-Венгерской империи в 1900 году смогли превратиться в Церковь, у которой сейчас имеет 34 епархии и экзархата во всём мире.

Думал, какую роль сыграла Апостольская столица, чтобы сделать возможным наше развитие.

В то время, когда советская система стирала все упоминания о существовании нашей Церкви и старалась уничтожить самобытность народа, культуру и язык, Апостольский Престол поднимал имя нашей Церкви, Украины и украинцев, оказывал структурную поддержку и легитимность украинской церковной жизни. Именно Ватикан купил Научному обществу имени Тараса Шевченко в 1950 году владение в Сарселе около Парижа, чтобы там наши учёные могли редактировать и издать «Энциклопедию украиноведения». Именно Ватикан в разное время и разными способами финансово поддерживал Украинский свободный университет. Именно католики обеспечивали финансовую базу для патриарха Иосифа Слипого и его мечты – Украинского католического университета. Деятельная роль Католической Церкви есть практически во всех пастырских, харитативных и образовательных проектах Греко-Католической Церкви в Украине. Более тысячи украинских священников за последние сто лет получили полное образование, часто получили и доктораты в институтах, которые удерживал Апостольский Престол.

Поддержка Рима имеет долгую традицию, а теперь появляется новый формат – глубинное слушание. Его лидером является Папа Франциск.

Сегодня нести ответственность за единство и общее руководство Церкви невероятно сложно, в частности, из-за мгновенности и скорости коммуникаций и нашу нервную нетерпеливость, что требует немедленной реакции и ответа на каждый вопрос. Желательно краткого.

Папа же предлагает другой стиль, другое отношение.

Имея в этом году несколько возможностей личного общения со Святейшим Отцом, могу засвидетельствовать, что он умеет искренне и внимательно слушать. В его глазах светится внимание, искренность, близость к убогому, внимание к конкретно нашей (моей) боли, несмотря на то, что он должен держать в сердце тревоги всего мира. Поражает его непосредственность, простота и доброта. Этот папа хочет, чтобы человек был близко к Богу. Он не терпит помпезности, формализма и клерикализма. Франциск не политик, хотя его статус в мировом сообществе требует определённого действия, которое касается политической арены. Он прежде всего пастырь, который глубоко переживает за судьбы людей. Он и его помощники это ещё раз продемонстрировали нам в течение двух дней.

Было бы хорошо, чтобы другие мировые лидеры посвятили Украине, украинской войне, нашим страданиям и стремлениям столько времени и внимания. Речь идёт не о сухом геополитическом расчёте, а о внимании, что следует из настоящей евангельской любви к отчаянию беженца, к одиночеству молодого человека, к травмам тех, кто из-за войны потерял родных, к страданиям семей, разбитых алкоголизмом, к душевным ранам, вызванным разводами, разделениями и враждой.

Чтобы лучше понимать Папу Франциска, стоит уметь читать знаки, жесты и символы. Несколько раз он подчеркивал, что начинает и заканчивает день с Украиной через молитву перед иконой, которую ему подарил Блаженнейший Святослав. Он напомнил об этом на встрече с нами: «Знаете, что мой взгляд каждое утро и каждый вечер возносится к иконе Богородицы, что Блаженнейший подарил мне, уезжая из Буэнос-Айреса, чтобы стать Верховным Архиепископом порученной ему Церкви. Перед этой иконой я начинаю и заканчиваю свой день, вверяя милости Богородицы, которая является Матерью, вас всех и вашу Церковь. Можно сказать, что начинаю и заканчиваю дни "по-украински", созерцая Богородицу».

Для внимательного глаза и сердца эти слова Папы показывают, насколько личным для него стал вопрос Украины. В течение двух дней руководители Ватикана тоже имели возможность лучше узнать и глубже понять, чем является Украина, украинцы и наша Церковь. Мы же старались быть хорошими коммуникаторами.

Всё ли сказано? Всё ли услышано? Очевидно, что нет.

Однако есть надежда, что сформировался новый формат разговора. Искренний диалог или, скорее, полифония без диалектики и фейка, в которой доминировали уважение, гостеприимство и желание понять друг друга. Мы вместе молились и слушали.

Католическая Церковь является организацией Божьей и человеческой. Она работает с душой и сердцем, а не с металлом или камнем. Её оружие – мягкое: прежде молитва, слово, а порой и молчание. Понять силу молитвы, слова и молчания непросто, особенно когда взрываются бомбы и кипят страсти.

В течение этих двух дней с Папой Франциском и его сотрудниками мы чувствовали общения от сердца к сердцу. Убеждён, что Святейший Отец болеет за судьбу всех людей на этом таинственном, драматическом, глубоко израненном, но Богом любимом земном шаре.

Он интенсивно и сосредоточенно пытается понять потребности украинцев от Карпат до Донбасса, от Чернобыля до Крыма, желание всех верных Киевской традиции в разных странах и на разных континентах.

Бог близко, особенно там, где болит, Его свидетели всегда рядом, когда нам непросто. Они не тратят время на споры, не теряют усилий по убеждению сильных мира сего, а непосредственно и искренне слушают, стоя у нас в солидарности. Мы могли это видеть в глазах Папы, его фигуре и непосредственности, когда он тихо пил эспрессо, позволяя Блаженнейшему Святославу и всем нам говорить от имени глобальных украинцев – от Аргентины до Австралии, от Ванкувера до Флориды, от Лос-Анджелеса до Монреаля, от Сяна до Дона.

Такой же была позиция его сотрудников, в том числе кардинала Паролина – Госсекретаря, второго лица по ответственности в Ватикане. Тихий, улыбающийся, приветливый, он не боится признаться, если чего-то не знает. Искусный дипломат, искренне, без лукавства стремится строить мосты. Он лично посетил Украину уже после начала войны, чтобы вблизи увидеть, что происходит. Кардинал Сандри – ответственный за Восточные Католические Церкви, всегда выражал глубокое уважение к УГКЦ. Он был в серой зоне на Донбассе, молился с нами в Зарванице, несколько недель назад встречался с нашими верными в Северной Америке. Такое же отношение мы увидели у всех присутствующих на встречах кардиналов, архиепископов и монсеньоров.

Сказать и услышать всё за два дня невозможно. Они стали стартом для более глубокого познания, которое всё равно будет неполным, но Господь дополнит всё и будет с нами всеми. Этот процесс идёт по восходящей – он символический, и не остановится на курии или на Папе, потому что не в них полнота благодати, а в Боге живом. Однако их показания нас тронули. Простота совместного кофе стала для нас красноречивой. Время покажет, какие конкретные плоды будут из этого разговора.

 

Борис Гудзяк, архиепископ и митрополит Филадельфийский

www.pravda.com.ua

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...