Давайте желать и стараться быть людьми

воскресенье, 20 сентября 2015, 16:41
Существуют темы, которые практически никогда не теряют актуальности. Предлагаю поразмышлять сегодня над одной из таких тем.

Очень давно, ещё перед рождением Иисуса Христа, жил в древней Греции философ Диоген. Кое-кто считал его великим мудрецом, а некоторые – даже юродивым. Про Диогена рассказывали, что в один хороший солнечный день он вылез из бочки, в которой жил, и со свечой в руках стал ходить по базару и всматриваться, как будто чего-то искал. На философа обратил внимание император Александр Македонский и спросил, чего он ищет. На что Диоген совершенно серьёзно ответил: «Ищу человека».


Об этом событии рассказывали на протяжении многих веков. Странно, но оно не потеряло своей актуальности даже сегодня, хотя на земном шаре теперь живот свыше шести миллиардов людей.


Естественно, каждый человек, дочитавший этот текст до этого места, не имеет ни малейшего сомнения, что он – человек. Позвольте, однако, спросить уважаемых читателей, сколько людей – не личностей! – каждый знает.


Сразу возникает вопрос: а кто такой человек, которого Диоген, этот одарённый великой мудростью мужчина, искал на базаре. Одно общеизвестное описание человека таково: это человек, пообщавшись с которым, присмотревшись к поведению его и поняв его позицию, мы становимся лучше, начинаем другими глазами смотреть на себя, по-другому чувствовать себя и хотим положительно относиться к другим.


Встречали ли вы когда-нибудь такую личность? Сколько таких людей знаете, с кем искренне желаете пообщаться, потому что это приносит вам внутреннее удовлетворение.


Тот, кто жил в советское время, наверняка помнит попытки коммунистической партии и всего зависимого от неё государственного аппарата создать «советского человека».


Помните, какой должна быть эта личность? Она должна была жить в страхе, опасаться оригинальных мыслей или, если ей какая-то такая мысль приходила, то не разглашать её ни устно, ни письменно. Тюрьмы и лагеря были переполнены людьми, что пренебрегали этим правилом и осмеливались думать.


Ибо думать, решать, приказывать и судить имели право только высокопоставленные члены партии, т. н. номенклатура. Все остальные граждане должны были воспитываться как послушные, подневольные, лишённые всякого чувства ответственности о благе других, для которых якобы партия и государство должны обеспечить всё необходимое для жизни. Кому-либо доверять или на кого-то полагаться было опасно.


Было бы хорошо, если бы историки, социологи, философы и другие специалисты глубоко исследовали те времена. Для чего это нужно? Потому что многие из тех плохих примет советского прошлого всё ещё бытуют в нашем обществе.


Познать прошлое бедствие и лишиться его − это одна из предпосылок возврата к нормальному пониманию, кто такой человек, его достоинство и каким он должен быть в ежедневной жизни – возвращение к нормальному состоянию общества, в соответствии с Божьим планом.


Когда мы говорим, что на свете очень мало лчностей и что мы счастливы, если имели возможность с несколькими из них познакомиться и общаться, то это не вина Творца, а распространённое непонимание, каким Бог хочет видеть человека.


В тексте Святой Литургии отца нашего Иоанна Златоуста читаем такую фразу: «Ты из небытия в бытие привёл всё, создал человека по Твоему образу и подобию и всякими дарами его украсил» (молитва перед Трисвятым).


Видим, что юдеохристианское понятие человека – в противоположность советскому, по которому он должен быть полностью подневольным власть имущим – это понимание свободной личности. Он должен не только слушать и выполнять какие-то предписания, но свободно, ответственно, по естеству своей природы творить добро. Напоминаю, что свобода – это не произвол (право делать всё, что заблагорассудится, хорошее или худое). Своевольный человек не отвечает полностью своей природе, которой наделил его Господь Бог.


Мы хотим, чтобы в Украине жило много достойных, свободных людей. Революция человеческого достоинства – это вступление к государству, которое строят действительно свободные люди, осознающие своё происхождение от Бога и свою природу по «Его образу и подобию», призванные делать друг другу добро и только добро.


Не буду останавливаться на перечислении единичных лиц или групп, которых сегодня, хотя они имеют большое, может, даже чрезмерное влияние на жизнь сообщества, не считают за людей, о которых мы только что говорили. Кто они – всем известно, и оценка этех лиц гражданами правильная. Одно только хотел бы сказать – с такими людьми Украину не построим, даже за пятьдесят лет.


Зато за последние несколько лет появилось по меньшей мере две группы людей, излучающих что-то очень человеческое. Это те, кто взял в руки оружие, чтобы защитить свой народ, даже если это произойдёт за счёт собственной жизни. А вторая группа – это волонтёры, люди разного возраста, образовательного уровня, происхождения, социального положения, которые вполне добровольно, иногда прилагая титанические усилия, взялись помогать людям в нужде.
Война не будет длиться вечно. Надеемся, что военные действия скоро прекратятся. Но добро в сердцах только что упомянутых личностей дарит надежду, что всё-таки у нас будет своё государство, в котором правда, справедливость, общественное благо станут доступными для всех граждан.


Я вспомнил эти две группы – защитников своего народа и волонтёров – не для того, чтобы утверждать, что только такие члены общества могут быть настоящими людьми, а чтобы показать, сколько добра в сердцах наших людей. У меня искреннее желание, чтобы как можно больше граждан восхищались прекрасным примером и старались становиться людьми.
Возможности быть человеком никто не лишён, скорее, все мы к этому призваны. Поэтому желайте и старайтесь быть собой – быть людьми.


+ ЛЮБОМИР
www.pravda.com.ua

ТЕГИ: Гузар
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...