Что Бог о себе говорит: Пресвятая Троица
понедельник, 14 декабря 2020, 14:34 В 31-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ начал серию катехизисов о содержании Божьего откровения – что именно Бог о себе говорит, когда открывается человеку. Прежде всего, единый по природе Бог является одновременно Троицей лиц. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.Слава Иисусу Христу!
Дорогие во Христе братья и сёстры, участники этого нашего духовного путешествия, во время которого мы пытаемся говорить о важном, но просто и доступно. В предыдущих размышлениях мы осознали, что Бог, в которого мы верим, хочет, чтобы мы о Нём знали. Он нам открывается. Рассказывает о себе. До сих пор мы говорили о способах Божьего откровения: как Господь Бог о себе говорит; какими путями Он стучит к нам; что означает Божее явление как важный элемент веры Церкви и каждого верующего человека.
С сегодняшнего дня мы размышляем не только над тем, как Господь Бог к нам обращается, но и о чём Он нам говорит, – над содержанием Божьего откровения. Как Господь Бог о себе говорит? Каким Он есть?
Сегодня я хотел бы с вами поразмышлять над центральным таинством христианской веры, над важнейшей правдой нашей веры – таинством Пресвятой Троицы.
Мы верим в Бога, который является Любовью
Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что мы поверили в Бога, который является Любовью (см. 1 Ин. 4, 16). То есть главное, что Господь хочет нам сказать, – это то, что Он нас любит, что любит нас бескорыстной, вечной, спасительной любовью. Христиане верят в Бога, который является Любовью. Любовь Бога вечна, но одновременно такая, которая себя дарует человеку.
Единый Бог есть сообществом трёх лиц
Наш Бог-Любовь – единый. Мы верим в единого Бога. Эта вечная Божья Любовь, которая находится вне пространства и времени, не связанная с категориями нашей земной жизни и мышления, выходит за пределы нашего представления о времени и пространстве, о качестве и количестве, есть Бог, единый, но не одинокий. Это парадокс Божественной Любви. Единый Бог есть сообществом трёх лиц. Мы верим в Бога-Любовь, который является Отцом, и Сыном и Святым Духом. Вера в Бога, который является Троицей, – главная примета христианской веры.
Мы знаем, что после своего Воскрешения Христос послал апостолов по всему миру и дал им задание: «Идите – учите, сделайте моими учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Поэтому Божественная, вечная Любовь открывается как Любовь трёх особ – Отца, и Сына, и Святого Духа. Именно Пресвятая Троица, единство единого Бога в трёх лицах, даёт нам возможность понять это таинство предвечной Божественной Любви.
Число «три» не полностью выражает глубину таинства Бога
Очевидно, что когда мы говорим о нашем Боге, который находится в вечности, вне пространства и времени, то даже само число «три» не полностью выражает всё таинство, всю непостижимую глубину таинства Бога-Любви.
Святой Григорий Богослов так говорит о едином Боге в трёх лицах: «Я не успеваю подумать единственное, как уже озарён тремя. Я не успеваю различить трёх, как уже снова охвачен единым. Когда я представил что-то в трёх, то подумал, было, что это всё. Моё зрение настолько полно Им, что иное исчезает из поля зрения. Один – в трёх. Три – едино».
Мы видим, что даже наше понимание Троицы есть сверх понимания числа, потому что число связано с видимыми материальными предметами или существами.
Бог открывает себя в виде отношений
Говоря о Боге как о Троице, мы обязательно говорим о Божественной Любви, которая открывает себя в виде отношений, соотношений. Тот же Григорий Богослов говорит, что слово «Отец» означает не так сущность личности (потому что мы не можем выразить невыразимое), как определённый вид отношения. Отец является Отцом, так как имеет Сына. Когда мы говорим о Боге Сыне, то называем эту ниточку отношения, в котором находится Сын против отца. Сын есть Сын только потому, что имеет Отца. А Дух Святой от Отца исходит и в Сыне находится. Мы не можем говорить о Любви иначе, как только в контексте отношения между лицами. Отец, Сын и Дух Святой, открывая себя человеку, изливают на него свою Божью Любовь и устанавливают с нами то отношение любви, к которому нас приглашают.
Пресвятая Троица и нам открывает дорогу к собственному отношению Любви
Пресвятая Троица – это сопричастие лиц, являющихся единым Богом, и к этому сопричастию открывают дорогу и нам. Силой и действием Святого Духа в Сыне мы становимся сынами и дочерьми Божьими. Говорит нам апостол Павел, что Дух Святой вливается в наши сердца и тогда, будто из нашего нутра, взывает к Богу: «Авва, Отче» (Гал. 4, 6). Как бы возвращает нас назад открыть в себе отношение Любви с Богом как Источник моего «я», Источник моей личности. Только личность может любить, – лицо, которое мыслит, имеет волю и стремление, входит в общение, окутывает, дарит себя.
Итак, первой и самой важной истиной нашей христианской веры является вера в Бога, который является Любовью и который являет себя, рассказывает о себе человеку как о сообществе лиц Отца и Сына и Святого Духа. Мы исповедуем эту веру в единого Бога в трёх лицах, даже когда делаем знак святого креста. Это самое важное таинство нашей веры мы выражаем, когда составляем вместе три пальца, осеняя себя знаком святого креста. Мы знаменуем, что мы крещены во имя Пресвятой Троицы.
Желаю всем вам открыть эту большую радость приглашение в сообщество Божьей Любви Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Слава Иисусу Христу!
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...