«Богопосвящённые призвания – это лёгкие Церкви», – о. Иосафат Ковалюк, ОСВВ

вторник, 15 февраля 2022, 11:11
15 февраля Католическая Церковь, кроме Сретения Господня, отмечает и Всемирный день монашества, основанный в 1997 году папой Иоанном Павлом II. Это день тех, кто избрал призвание служить Богу, – священников, монахов и монахинь.

О своём опыте такого призвания в программе «Открытая церковь» рассказали о. Иосафат Ковалюк, монах ордена святого Василия Великого (ОСВВ) и с. Ксенофонта Дикая из Конгрегации Сестёр Пресвятой Семьи.

Богопосвящение как особое призвание в жизни

«Наш отец, Блаженнейший Святослав, говорил: монашество – это лёгкие Церкви», – говорит о. Иосафат, монах ОСВВ. – Своим духовным и молитвенным служением оно даёт возможность дышать и Церкви, и обществу».

«Каждое богопосвящённое лицо является своеобразным светом для человека, Церкви и общества, – говорит с. Ксенофонта. – Да, это маленький огонёк, но он дарит свет – тьму не одолеть, но в ней можно зажечь свет. Каждый человек своей жизнью даёт кому-то отвагу, крылья, поддержку, смысл... А когда богопосвящённое лицо живёт Богом по-настоящему, люди это видят и хотят подражать ему: они видят свет, который есть в этом человеке. Очень важно, когда люди в монахе, священнике видят этот Божий свет...»

Про особый дар – призвание к монашеской жизни, Блаженнейший Святослав в общении с молодёжью говорил так: https://dyvensvit.org/top/1021716/

«Мы все одарённые, только у кого-то одни дары, а кого-то – другие. Задача жизненного призвания – эти дары развить. Ибо дар подобен семени, которое Святой Дух посеял в душе. Познать своё призвание – это познать правду о себе: кто я, ради чего я живу? Мы говорим, что познание правды о себе и является призванием, ибо, когда я хочу знать правду о себе, то общаюсь с тем, кто меня сотворил. Своё призвание можно понять в контексте диалога, разговора. Невозможно распознать своё призвание, закрывшись в себе, – ты потеряешься».

Сегодня, как говорят епископы и священники Католической Церкви, в мире кризис таких призваний, и это – проявление общего кризиса веры и вызовов секулярного общества. Зато в Украине есть такие призвания, и они имеют отклик – и в церковных сообществах и монашеских конгрегациях, и, собственно, в самом обществе, у близких и родных людей, которые выбирают этот путь.

На сегодня в УГКЦ действуют различные мужские и женские Конгрегации, у каждой из которых своя история. В Украине и за её пределами есть 11 мужских и 20 женских конгрегаций УГКЦ. Сестра Ксенофонта говорит: «Такое разнообразие – большое богатство для Церкви, потому что каждый орден, сообщество или монастырь возникали по определённой нужде Церкви и мира.

Больше о монашеских сообществах УГКЦ – здесь:

http://www.christusimperat.org/uk/node/15433

http://www.papalvisit.org.ua/ukr/ugcc_chyny.php

Сестра Ксенофонта и отец Иосафат рассказывают о своём пути к монашеству. В большей или меньшей степени, это истории борьбы со стереотипами – относительно того, чем является монашеская жизнь на самом деле. Важно понимать, что для многих верующих, чьи дети в начале 1990-х решили посвятить себя Церкви, первой эмоцией был страх за них как проявление большой травмы ХХ века и в отношении украинцев, и в отношении УГКЦ. Кроме прочего, работали и советские стереотипы, мол, «монастырь – это полностью закрытое заведение», «монахи – тёмные люди» и тому подобное. Эти представления – часть советской пропаганды, полного искривления реальности. А о том, чем было монашество на самом деле, свидетельствует жизнь великих личностей УГКЦ ХХ века, которые были причастны ко всему, что происходило в общественной жизни, которые имели блестящее образование, были мыслителями, философами, богословами мирового уровня. Речь идёт не только о братьях Шептицких, но и о той грозди священнослужителей, которая появилась во времена расцвета УГКЦ в начале ХХ века – в сложные на самом деле времена для украинского государства и Церкви, но которые дали невероятные образцы веры для всего мира. Это, в частности, новомученики УГКЦ, пострадавшие во времена коммунистических преследований с 1935 по 1973 год и отдавшие жизнь за веру, отец Емельян Ковч, погибший в лагере «Майданек», это тысячи священников и монахов, которые не отказались от своей веры и поехали в ссылку или за своими верными в Сибирь и Казахстан.

Как распознать призвание к богопосвящению

Призвание – как глас Божий в сердце, но распознать и убедиться, что это именно Его голос, можно только в молитве, в общении со священниками или монахами. Поэтому этот путь – от желания до обетов – достаточно долгий.

«Такой зов очень важен в жизни, и его нужно правильно распознать, не спутать с чем-то другим, – говорит сестра Ксенофонта. – Поэтому отведено достаточно большое время для подготовки к принятию обетов: кандидатура – около года, новициат (послушничество) – примерно два года, временные обеты – около пяти лет. И уже тогда возможно принятие обетов вечных...»

Сестра Ксенофонта рассказывает: для светских лиц, испытывающих такой зов, можно вызваться пожить при каком-нибудь монастыре, чтобы увидеть эту жизнь изнутри. Кроме прочего, монахини различных конгрегаций проводят реколлекции, и это тоже даёт возможность ознакомиться с определёнными вещами и распознать своё призвание.

«Если говорить о призвании, то на ум приходит, что это – приглашение, голос Божий, который зовёт, и человек слышит Его в своём сердце. Этот голос зовёт к определённой миссии и задаче, – говорит о. Иосафат. – Ибо в монашеской жизни Господь зовёт человека стать последователем Иисуса Христа, нести людям Евангелие, любовь и милосердие, которые проповедовал Христос». Это призвание кому-то труднее распознать, кому-то – легче. Но есть некие обстоятельства и условия, которые позволяют это сделать наверняка – это молитва, это общение со священником или монахами, участие в жизни прихода... Всё это рано или поздно даст ответ – моё это или нет».

О стереотипах и ложных представлениях о монашеской жизни

Большинство таких представлений коренится в советском времени атеизма, однако в массовом сознании они в определённой степени остались. Для развеивания этих метастаз достаточно поинтересоваться историей УГКЦ времён митрополита Андрея Шептицкого. Церковь всегда служила и служит там, где есть потребность, и так, как в этом нуждается общество. И монашеские сообщества – часть этого служения.

Что касается современного положения, то у людей, избравших этот путь, нет ограничений ни по обучению или работе, ни по личным предпочтениям или хобби. Сёстры монахини защищают научные диссертации – как, например, редемптористка Альфонса Карапата, первая из сестёр-украинок, которая защитила докторскую диссертацию на Ближнем Востоке. Братья монахи занимаются блогерством, играют в футбол, пишут песни, создают иконы и тому подобное. То есть возможности для реализации в науке, искусстве или общественной деятельности остаются открытыми в этом главном призвании. Конечно, есть некоторые ограничения, очерченные правилами и уставом каждого ордена,  регламентирующие молитвенный и духовный порядок жизни.

«Каждое сообщество имеет свой молитвенный дух, свой характер, – делится с. Ксенофонта. – Учась в Риме, я имела возможность жить в римско-католической общине, сопровождаемой отцами иезуитами, а на выходные ездила на катехизацию сестёр доминиканок, за сто километров от столицы – эта община была более консервативной. И, знаете, каждое из этих сообществ имело своё духовное богатство, свою глубину молитвы. И в этом разнообразии я поняла: моё сообщество – сестёр Пресвятой Семьи – имеет свою красоту, свою жизнь и святость перед Богом. Разнообразие – великий дар Божий...»

 

Департамент информации УГКЦ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...