«Бедные всегда с вами»: Послание Папы Франциска на Всемирный день бедных

вторник, 09 ноября 2021, 16:02
В послании на Всемирный день бедных Папа Франциск призывает христиан и правительства всего мира к насущным действиям, поскольку количество бедных, в том числе из-за пандемии, возросло безмерно. Необходимо изменить образ жизни, ибо источником бедности является эгоизм.

«Когда верующие хотят лично увидеть Иисуса, прикоснуться к Нему рукой, то знают, куда обращаться: именно бедные являются таинством Христа, они представляют Его личность и отсылают к Нему», – пишет Папа Франциск в Послании по случаю V Всемирного дня бедных, который будет отмечаться 14 ноября 2021 года под лозунгом «Бедные всегда с вами». Представление послания состоялось ещё 14 июня 2021 года.

Распознать бедных

Отправной точкой для размышлений Святейшего Отца стала критика Иуды, упрекавшего одну женщину за то, что она излила на голову Иисуса драгоценное миро, которое, по словам апостола-изменника, можно было продать за 300 динаров (что соответствовало годовой зарплате рабочего) и раздать бедным. Но Евангелист Иоанн уточняет, что Иуда сказал это не потому, что беспокоился за убогих, а потому, что «был вором», удерживая для себя то, что вбрасывали в общую кассу. На эти упрёки Иисус ответил: «Оставьте её. Она совершила для меня добрый поступок. Ибо бедные всегда с вами». Как отмечает Папа, критика в адрес Иисуса не случайно срывается с уст предателя, она стала подтверждением того, что «нераспознающие бедных предают учение Иисуса».

Иисус знает, что Его смерть близка и напоминает сотрапезникам, что «первым нищим является Он, беднейший среди бедных, ибо представляет их всех». И вот от их имени Он принимает жест этой женщины, «которая, благодаря женскому чутью, единственная поняла духовное состояние Господа». Женщины, «часто дискриминированные», на страницах Евангелия становятся главными действующими лицами истории откровения. Этот рассказ, по словам Преемника святого Петра, побуждает задуматься над связью «между Иисусом, бедными и провозглашением Евангелия».

Евангелизаторы, потому что первые евангелизированы

В этом контексте Епископ Рима напоминает, что Иисус явил лицо Бога как «Отца бедных и близкого с нищими». Деятельность Иисуса указывает, что бедность не фатальность, но «конкретный знак Его присутствия между нами». Давайте же находить и распознавать Его в жизни бедных, которые и есть «настоящие евангелизаторы, потому что были первыми евангелизированными и призванными разделять блаженство Господа и Его царства». «Нищие в каждом положении и на каждой широте евангелизируют нас, потому что позволяют всегда по-новому открывать самые оригинальные черты небесного Отца», – читаем в послании.

Дать милостыню и поделиться

Святейший Отец подчёркивает, что Иисус не просто на стороне бедных, но «разделяет с ними их судьбу». Его слова о том, что «бедные всегда с вами», указывают, что их присутствие среди нас постоянно, но это не «должно привести к привычке, превратиться в равнодушие, а скорее, будет побуждать к тому, чтобы поделиться жизнью, не допуская переложения ответственности». Бедные – не «чужие» в сообществе, а братья и сёстры, с которыми следует разделять страдания.

«Впрочем, известно, что жест благотворительности предполагает господина и адресата, в то время как стремление поделиться рождает братство. Милостыня от случая к случаю, а возможность поделиться – явление длительное. Первая – рискует вознаграждать того, кто её даёт, и унижать получателя, второе – укрепляет солидарность и закладывает необходимые предпосылки для достижения справедливости», – объясняет Преемник святого Петра. Папа указывает, что если верующие хотят увидеть Иисуса и прикоснуться к Нему, то они «знают, куда обратиться», и приводит пример некоторых святых, «сделавших желание поделиться с бедными проектом своей жизни».

Изменить ментальность

Чтобы ответить на призыв Иисуса «Обратитесь и веруйте в Евангелие» и следовать за Ним, по словам Папы, нужно распознавать разнообразные формы бедности и свидетельствовать Царство Божие своим стилем жизни, последовательным с верой. Бедных часто считают «отдельными лицами», нуждающимися в особом служении. Следовать за Иисусом – в свою очередь, включает изменение ментальности, то есть принять стиль взаимного желания поделиться. Быть Его учениками – означает «не накапливать сокровища на земле, порождающие иллюзию безопасности», а быть готовыми «освободиться от всяких уз, мешающих достижению подлинного счастья и блаженства».

Новые формы бедности

Как отметил Папа, Евангелие побуждает «распознавать многочисленные, слишком многочисленные формы нравственного и социального беспорядка, порождающие новые формы бедности». Распространяется убеждение, что бедные «не только ответственны за своё положение, но являются невыносимым бременем для экономической системы, заботящейся главным образом об интересах некоторых привилегированных категорий». В то же время, «рынок, игнорирующий или перебирающий этические принципы», создаёт бесчеловечные условия, отражающиеся на тех, кто уже находится в нестабильном положении, порождая «новые ловушки нищеты и исключения». А в прошлом году добавилась другая беда, умножившая количество бедных: пандемия, которая «не перестаёт стучать в двери миллионов людей».

Оценить способности всех

Открытым же остаётся вопрос о том, как дать ощутимый ответ на присутствие миллионов бедных. Какой путь справедливости ведёт к преодолению социального неравенства и возвращению часто попранного достоинства? «Индивидуалистский стиль жизни является сообщником в генерировании бедности, и часто сбрасывает на бедных всю ответственность за их положение», – пишет Епископ Рима, добавляя, что «бедность не есть плод слепой судьбы, но следствие эгоизма». «Поэтому решающим является начало процессов развития, которые будут ценить способности всех, чтобы взаимодополняемость компетенций и разнообразие задач вело к нахождению средств совместного участия. Существует немало бедных "богатых", которые можно было бы вылечить "богатством" бедных, если бы они встретились и познали друг друга!» – отмечает Папа, напоминая, что «никто не настолько беден, чтобы не мог подарить что-то от себя во взаимности». Бедные не могут только получать, но должны иметь возможность давать.

Отличительный подход

Для этого, по словам Главы Католической Церкви, нужен «отличительный подход к бедности», являющийся вызовом для правительств и институций, требующих «дальновидных социальных моделей», способных выходить навстречу новым формам бедности. Ибо если бедные отодвинуты на обочину, словно виновники своего положения, «само понятие демократии переживает кризис».

«С большим смирением мы должны признать, что перед лицом бедных мы часто некомпетентны. О них говорится абстрактно, останавливаясь на статистике и стараясь пробудить соболезнование каким-то документальным фильмом. Бедность, напротив, должна побуждать к креативному проектированию, что будет способствовать росту настоящей свободы, чтобы каждый человек мог реализоваться в жизни благодаря своим способностям», – подчёркивает Папа, называя иллюзией убеждение, что свобода возрастает благодаря обладанию деньгами.

Противодействовать культуре безразличия

Как отметил Святейший Отец, слова Иисуса «Бедные всегда с вами» являются призывом «никогда не упускать из виду возможность делать добро». К этому зовут предписания ветхозаветной Книги Второзакония, этим же путём следует святой Павел, призывая христиан в основанных им общинах собирать средства в поддержку сообщества в Иерусалиме, делая это «не с печалью или по принуждению, ибо Бог любит тех, кто даёт с радостью». Речь не идет об «облегчении совести» после подачи какой-то милостыни, но о «противодействии культуре безразличия и несправедливости».

Решающим, по мнению Папы, является рост чувствительности, необходимой для понимания нужд бедных, постоянно меняющихся, как изменяются условия жизни. К примеру, во многих экономически развитых частях света люди «меньше готовы, чем в прошлом, встретиться с бедностью». Положение относительного благосостояния, к чему мы привыкли, усложняет принятие жертв и ограничений. Мы готовы ко всему, лишь бы не лишиться того, что есть «плод лёгкого достижения». Тогда возникают обиды и претензии, ведущие к страху, тоске и даже насилию. Это также «формы бедности», от которых не следует отводить взгляд.

«Мы должны быть открыты к тому, чтобы считывать знаки времени, выражающие новые способы быть евангелизаторами в современном мире. Непосредственная помощь потребностям бедных, не должна мешать дальновидности во внедрении новых знаков христианской любви и милосердия, как ответы на новые формы бедности, которые сегодня переживает человечество», – пишет Преемник святого Петра, выразив надежду, что Всемирный день бедных, который будет отмечаться уже в пятый раз, «будет всё больше укореняться в наших местных Церквах», открываясь на «евангелизационное движение», встречающее бедных там, где они находятся.

 

Департамент информации УГКЦ

по материалам VaticanNews


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...