Доклад Блаженнейшего Святослава на Чрезвычайном Синоде Католической Церкви, посвященном вопросу семьи
суббота, 11 октября 2014, 16:16 Ваше Святейшество! Высокоуважаемые синодальные отцы! Дорогие братья и сёстры во Христе! В своём выступлении я бы хотел быть голосом Божьего народа, вверенного пастырской опеке Украинской Греко-Католической Церкви. Особенно хочу обратить внимание на пункты 13-14, 45-48, 91-92 документа Instrumentum Laboris. Пункты 45-48-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Можно уверенно заявить, что в Украине есть большое уважение к христианской семье как таинственному, верному и неразрывному союзу мужчины и женщины. Это особенно видно сегодня, во время войны, когда современный мир, казалось бы, рушится и разделяется, и семья считается последней крепостью, последним пристанищем человека (у нас говорят: мой дом, моя семья – моя крепость). Между прочим, прослеживается рост количества тех, кто желает жениться.
Одновременно нужно признать, что есть тенденция к ранним бракам. Вступив в брак в довольно молодом возрасте, супруги на много лет остаются жить со своими родителями. Это, в частности, может иметь и положительные аспекты, ведь таким образом молодым передаётся традиционная модель семейной жизни как фундаментальной основы человеческих отношений – передаётся христианская вера, а семейная жизнь наполняется взаимопомощью и солидарностью всех членов семьи.
Пункты 91-92
Одновременно в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, на социальном уровне наблюдается большой кризис семьи, вызванный многими факторами. Это, в частности, политическая и экономическая нестабильность, миграционные процессы и война. В западной части нашей страны, где население в основном католическое, 60 процентов браков заканчиваются разводом в течение первых пяти лет. В Восточной Украине, особенно на территории военных конфликтов, эта цифра иногда возрастает до 90 процентов. По статистике нашего патриаршего трибунала второй инстанции, только около 15 процентов разведённых, которые были венчаны в Церкви, обращаются к трибуналу с просьбой признать их брак недействительным. Многие разведенные женятся во второй раз, ходят в церковь, но не чувствуют необходимости церковного урегулирования своей семейной жизни. Эта проблема указывает на то, что в контексте новой евангелизации необходима должная подготовка молодых людей к святому таинству Брака, особое пастырское сопровождение супружеских пар в течение первых пяти лет их семейной жизни, а также пастырская работа с разведёнными и вторично женатыми. Это важные задачи для Церкви в области семейного пастырства.
Пункты 13-14
Наши верующие, другие христиане Украины и те, кто не признаёт себя сторонником ни одной из конфессий, положительно относятся к католической доктрине о таинственности, неразрывности и открытости к жизни в христианском браке. Образ святого таинства Брака как иконы неразрывного союза любви Христа со своей Церковью, слова Иоанна Златоуста о христианской семье как домашней церкви являются понятными и воспринимаемыми.
Наши семьи просили меня донести до высокодостойных синодальных отцов, что они не ожидают от нас ограничения горизонтов доктрины и «приспособления» основных истин христианской веры о браке и семье к потребностям современного мира. Они просят нас помочь им воплощать Евангелие семьи в их каждодневной жизни. Желают ревностного служения их пастырей на пути к святости супружеской жизни.
По своей сути, духовность Восточных Церквей имеет терапевтический характер. Пастырь – это не судья, который осуждает или оправдывает, он является духовным врачом, который диагностирует болезнь греха и лечит её благодатью Святых Таинств. Практика «икономии» и «акривии» (снисхождения или строгости) в применении канонических норм, соединённая с требованием покаяния и жертвы, всегда представлена как духовная медицина и аскеза, а не наказание или осуждение. Надеемся, что взаимообмен нашим пастырским опытом поможет нам найти правильный пастырский подход к израненным семьям, нуждающимся в любви своей Церкви-матери.Ваше Святейшество! Высокоуважаемые синодальные отцы! Дорогие братья и сёстры во Христе!
В своём выступлении я бы хотел быть голосом Божьего народа, вверенного пастырской опеке Украинской Греко-Католической Церкви. Особенно хочу обратить внимание на пункты 13-14, 45-48, 91-92 документа Instrumentum Laboris.
Пункты 45-48
Можно уверенно заявить, что в Украине есть большое уважение к христианской семье как таинственному, верному и неразрывному союзу мужчины и женщины. Это особенно видно сегодня, во время войны, когда современный мир, казалось бы, рушится и разделяется, и семья считается последней крепостью, последним пристанищем человека (у нас говорят: мой дом, моя семья – моя крепость). Между прочим, прослеживается рост количества тех, кто желает жениться.
Одновременно нужно признать, что есть тенденция к ранним бракам. Вступив в брак в довольно молодом возрасте, супруги на много лет остаются жить со своими родителями. Это, в частности, может иметь и положительные аспекты, ведь таким образом молодым передаётся традиционная модель семейной жизни как фундаментальной основы человеческих отношений – передаётся христианская вера, а семейная жизнь наполняется взаимопомощью и солидарностью всех членов семьи.
Пункты 91-92
Одновременно в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, на социальном уровне наблюдается большой кризис семьи, вызванный многими факторами. Это, в частности, политическая и экономическая нестабильность, миграционные процессы и война. В западной части нашей страны, где население в основном католическое, 60 процентов браков заканчиваются разводом в течение первых пяти лет. В Восточной Украине, особенно на территории военных конфликтов, эта цифра иногда возрастает до 90 процентов. По статистике нашего патриаршего трибунала второй инстанции, только около 15 процентов разведённых, которые были венчаны в Церкви, обращаются к трибуналу с просьбой признать их брак недействительным. Многие разведенные женятся во второй раз, ходят в церковь, но не чувствуют необходимости церковного урегулирования своей семейной жизни. Эта проблема указывает на то, что в контексте новой евангелизации необходима должная подготовка молодых людей к святому таинству Брака, особое пастырское сопровождение супружеских пар в течение первых пяти лет их семейной жизни, а также пастырская работа с разведёнными и вторично женатыми. Это важные задачи для Церкви в области семейного пастырства.
Пункты 13-14
Наши верующие, другие христиане Украины и те, кто не признаёт себя сторонником ни одной из конфессий, положительно относятся к католической доктрине о таинственности, неразрывности и открытости к жизни в христианском браке. Образ святого таинства Брака как иконы неразрывного союза любви Христа со своей Церковью, слова Иоанна Златоуста о христианской семье как домашней церкви являются понятными и воспринимаемыми.
Наши семьи просили меня донести до высокодостойных синодальных отцов, что они не ожидают от нас ограничения горизонтов доктрины и «приспособления» основных истин христианской веры о браке и семье к потребностям современного мира. Они просят нас помочь им воплощать Евангелие семьи в их каждодневной жизни. Желают ревностного служения их пастырей на пути к святости супружеской жизни.
По своей сути, духовность Восточных Церквей имеет терапевтический характер. Пастырь – это не судья, который осуждает или оправдывает, он является духовным врачом, который диагностирует болезнь греха и лечит её благодатью Святых Таинств. Практика «икономии» и «акривии» (снисхождения или строгости) в применении канонических норм, соединённая с требованием покаяния и жертвы, всегда представлена как духовная медицина и аскеза, а не наказание или осуждение. Надеемся, что взаимообмен нашим пастырским опытом поможет нам найти правильный пастырский подход к израненным семьям, нуждающимся в любви своей Церкви-матери.
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»